9 января случилось то, чего ждали со дня произнесения президентом своего Послания к Федеральному Собранию, то, что стало одним из его ключевых моментов. Дмитрий Медведев назначил ответственного за северокавказский регион. Этому предшествовала нарастающая в преддверии назначения главы Дагестана напряженность в этой ключевой для региона республики, многие полагали, что имя «начальника Кавказа» будет названо уже после того, как будет названо имя президента Дагестана. Но Дмитрий Медведев в очередной раз выступил непредсказуемо. Назначение Хлопонина должно подготовить почву для решения вопроса о перераспределении властных полномочий неспокойного региона. И еще одним неожиданным, но весьма грамотным решением стало выделение СКФО.
Подобная схема управления Северным Кавказом уже существовала в нашей истории. До революции большая часть территорий нынешних северокавказских республик, за исключением Центрального и Южного Дагестана и Карачаево-Черкесии, входила в Терскую область со столицей во Владикавказе. В СССР в 1929-1934 годах существовал Северо-Кавказский край как раз в тех границах, в каких воссоздан сейчас. Столица в Пятигорске, расположенном в преимущественно русском регионе, символизирует равноудаленность центра округа от центров республиканских, для Северного Кавказа он по сути должен стать «москвой» регионального значения.
Еще одним важным моментом является отделение дотационного и неспокойного Северного Кавказа от экономически самодостаточных регионов Юга России, а самое главное- от столицы предстоящей зимней Олимпиады. Именно близость Сочи к взрывоопасному региону всегда больше всего беспокоила мировое сообщество, теперь олимпийская столица отгорожена, по меньшей мере, надежным административным барьером, который должен свести к минимуму вероятность увязывания олимпийских игр с какими-либо провокациями на Кавказе. Многие политики в России давно призывали отгородить Кавказ от остальной страны. По сути это сделано. Сделано для того, чтобы спокойно и эффективно перестроить социально-экономическую структуру региона, избежав его отторжения.
Еще одним ключевым моментом стала сама фигура «кавказского наместника». То, что им стал человек, не имеющий отношения к местным элитам так же логично и объяснимо, как и установление центра нового округа в Пятигорске. Никому из «местных» не должно быть обидно- это особенно важно в условиях клановости региона, где подковерные, а кое-где и самые настоящие, с применением оружия междоусобные войны это нормальная практика. У Хлопонина хорошие возможности установить тесные и эффективные рабочие связи с местными элитами, заручиться их поддержкой. Некоторые, впрочем, полагают, что одна из основных миссий Хлопонина- препятствовать безудержно растущим амбициям Рамзана Кадырова, который давно уже пытается распространить свою власть за пределами Чечни, пользуясь статусом «главного соратника Путина на Кавказе». Так это или не так, любые амбиции, распространяющиеся за рамки положенных полномочий, со стороны любого из кавказских политиков, столкнутся с волей полпреда: Москва четко дала понять, что общаться с ней через голову ее представителя не будет позволено никому. Купить Хлопонина тоже не удастся, он сам успешный бизнесмен и достаточно обеспеченный человек. С ним придется договариваться и работать в связке. А тем, кто этого не понимает и думает, что все может быть по-старому, придется уйти. Старая политика, когда региональные лидеры фактически шантажировали центр своей лояльностью и готовностью изображать борьбу с боевиками, выбивая из него деньги и фактически разворовывая их, должна уйти в историю. Новая политика на Кавказе должна быть не только жесткой и эффективной, но и создавать задел на будущее.
Назначение полпредом т.н. «эффективного менеджера», а не силовика свидетельствует о том, что власть готова начать создавать этот задел, а не только замораживать проблемы сегодняшнего дня, что эпоха усмирения на Кавказе закончилась, теперь в ход будут пущены иные меры урегулирования. Кавказу нужны не новые Ермоловы, но управленцы, способные справиться с социально-экономическим кризисом, в котором регион пребывает последние 20 лет. В этом плане фигура Хлопонина одна из оптимальных. Хлопонин уже прошел эту школу в Норильске и Красноярске. А ведь там конфликты местных элит с федеральным центром и между собой, а так же власть криминала ничуть не уступали тому, что мы видим сегодня на Кавказе. Хлопонин имеет уникальный опыт управления кризисным регионом, а также интеграции регионов с различным уровнем экономического развития. В 2004 году именно он выступил одним из инициаторов объединения Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского автономных округов. Результат его руководства сегодня налицо.
То, что в основе кавказской нестабильности лежат в первую очередь причины экономического характера: отсутствие собственного производства, ужасающая безработица, дотационность и как следствие чудовищная коррупция- известно всем, об этом давно говорят. Давно говорят, что надо не только «мочить террористов в сортире», но развивать экономику региона, поощрять появление и развитие малого и среднего бизнеса, что должно способствовать появлению на Кавказе среднего класса- гаранта стабильности и окончательной победы над терроризмом. Но именно сейчас сделаны первые реальные шаги в этом направлении. Кремль возлагает на новоиспеченного полпреда огромную ответственность по консолидации усилий всех тех, кто хочет сделать Кавказ процветающим регионом. Надеюсь, у него получится. Пора, наконец, вернуть Кавказ!
www.socialists.ru