Об общественной коммуникации в современной России

May 22, 2009 12:38

Анализируя тему с сигналами, посылаемыми властью обществу, хочется заострить внимание на следующей проблеме.
Прежде чем пытаться дешифровать эти самые сигналы, необходимо понять, какой именно части общества они адресованы и какими средствами передаются. И вообще, существует ли сегодня прямая коммуникация власти и общества.
Могу утверждать, что никакой прямой коммуникации не существует. Не существует не потому, что кто-то не хочет передавать сигнал, а кто-то не хочет принимать, а лишь потому, что не существует канала для этой коммуникации. Все попытки власти создать этот канал в последние годы провалились, да и были обречены на провал с самого начала, ибо а) подразумевали отсутствие обратной связи, б) были нацелены на восприятие лишь определенной частью общества, которая способна только создавать иллюзию формирования у управления общественным мнением.
К сожалению, далеко не все, кто причисляет себя к политическим интеллектуалам, в том числе представители того самого экспертного пула, который по идее должен служить ретранслятором этих сигналов, осознает глубину той пропасти, которая лежит между, к примеру, интеллигенцией и остальным народом, властью и обществом, Москвой и остальной Россией. Так уж вышло, что во все времена развитие России не было равномерным, и это касалось прежде всего уровня развития ментальности.Постмодерн, в котором уже несколько десятилетий существует руководящий срез общества, мягко сказать, не то, что до низших, а даже до средних срезов еще попросту не дошел. А учитывая то, что "среднего класса", эдакого социального амортизатора в нашей стране как не было, так и нет, положение только усложняется.
Точнее, нет- все умопомрачительно просто.Большая часть общества существует в лучшем случае в условиях модерна, в худшем в случае традиции. Именно к последней и пытается апеллировать власть, поминая, что модерн- это ее злейший враг. Однако несоответствие объемов и формата передаваемой информации уровню развития каналов передачи делает эту передачу, как минимум, неполноценной.
И речь тут не только и не столько о технологиях и технических средствах, электронных СМИ, которых во многих регионов просто нет, или ими не умеют пользоваться так, как надо для полноценной коммуникации. Речь о том, что власть и народ говорят на разных языках. Сигналы, посылаемые властью, имеют одну цель- содержать общество в тепличном состоянии, и нам ежедневно показывают поверхностные успехи этого процесса: мы видим толпы обывателей с георгиевскими ленточками, марширующих нашистов, палатки возле посольств "вражеских стран", бездумную молодежь, которой внушили, что им нет смысла думать о собственном будущем, ибо партия и президент за них все сделают, пенсионеров, ненавидящих всех чиновников скопом, но упорно продолжающих голосовать за Единую Россию. Кажется, что поле общественной мысли е просто вытоптано, а залито асфальтом, как железнодорожный переезд в Кирове перед приездом Медведева. Кажется, что на этом поле уже никогда ничего не прорастет. Что общество полностью включено в эту программу по самоуничтожению во имя величия империи газовых труб. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Или как кое-кому хочется, чтобы казалось.
Да, общество неспособно к серьезным телодвижениям. Однако отсутствие точек соприкосновения с властью, тех самых средств приема сигнала, наконец, четкого осознания вектора собственного развития, не позволяет встроить ВСЕ общество в единую систему, не важно пытается это сделать власть или оппозиция. И те, и другие говорят на двух разных языках, в то время, как население не понимает ни того, ни другого. Потому оппозиция не имеет у нас никаких шансов на успех, власть же пользуется только пассивностью населения, понимая, что добиться активности в свою пользу так же нереально, как прийти к власти оппозиции.
Иными словами, в условиях тотального прессинга общество перестает воспринимать какие бы то ни было сигналы и просто затыкает уши, повернувшись спиной к власти. К чему это может привести? К существованию в России двух параллельных измерений, в одном их которых будет существовать власть, а в другом народ. Я говорю не о гандизме, который невозможен в России хотя бы по причине климата, не о всеобщем сопротивлении, тотальных забастовках, активных акциях протеста, которые в нынешних условиях попросту неэффективны. Я говорю об ИГНОРИРОВАНИИ власти, что и происходит у нас само собой без вмешательства каких-либо политических сил.И сколь угодно можно вводить контроль за интернетом по казахскому или китайскому образцу (в 90-е не было ни интернета, ни даже мобильных телефонов, однако это не мешало бурной политической активности общества, которая как раз прервалась с окончательным приходом постмодерна). И напрасно власть будет стучаться в эту стену непонимания, изобретая все новые изощренные средства влияния. Да, наверное, и не будет, ибо ее в общем все устраивает. Пока. Пока кризис не внес существенные коррективы в принцип мирного сосуществования населения и власти.
И о последнем следует крепко задуматься. Ведь никто не застрахован от того, что завтра случится пожар, а вызвать пожарных не удастся, т.к. телефон давно выброшен за ненадобностью. Или для того, чтобы освободить место для чего-нибудь более важного. Газовой трубы, например.
О сути посылаемых сигналов, об их тайных и явных и явных смыслах в следующий раз поговорим поподробнее...

общество, политанализ, власть

Previous post Next post
Up