Скотт Александер о марсианском сверхразуме в Будапеште 20 века

May 26, 2017 14:21


Прочитал эссе американского писателя и блогера Скотта Александера: “The Atomic Bomb Considered as Hungarian High School Science Fair Project”, by Scott Alexander («Атомная бомба как выставочный научный проект венгерской средней школы»).

Как известно, среди участников Манхэттенского проекта был целый ряд ученых венгерского происхождения, таких как Лео Силард (подготовил для Эйнштейна знаменитое письмо президенту Рузвельту о необходимости разработки атомной бомбы), Эдвард Теллер («отец водородной бомбы»), Евгений Вигнер (лауреат Нобелевской премии за исследования в квантовой физике), Николас Курти (соавтор эксперимента по достижению температуры в один микрокельвин), Джон Кемени (математик, соавтор языка программирования BASIC) и, конечно, Джон фон Нейман. Указанные шестеро «манхэттенцев» родились в Будапеште в конце 19-го века или в начале 20-го.

Пытаясь объяснить значительное представительство людей из венгерской столицы в Манхэттенском проекте, разработчики бомбы придумали миф о секретной высадке марсиан. Якобы представители невероятно продвинутой марсианской цивилизации прибыли инкогнито в Будапешт в конце 19 века. Одно земное поколение спустя пришельцы сочли нашу планету неподходящим местом и улетели, оставив после себя гениальных детишек, рожденных местными женщинами. Так, про фон Неймана писали, что к десяти годам он успел выучить английский, немецкий, французский, итальянский и древнегреческий языки, оперировал в уме восьмизначными числами и владел дифференциальным и интегральным исчислением. Могло ли тут обойтись без участия инопланетного сверхразума?

К этому же поколению принадлежали и другие выдающиеся венгры, которые родились и/или росли в Будапеште, такие как Джон Харсаньи (Нобелевская премия по экономике), Теодор фон Карман (аэродинамик, один из основателей JPL), Майкл Полани (физик, химик и философ, учитель двух нобелевских лауреатов и отец третьего), Томас Балог (экономист, министр энергетики Британии), Николас Калдор (экономист, вклад в кейнсианскую теорию делового цикла), Питер Лакс (математик, лауреат премии Вольфа, однажды сказавший: «Чтобы быть математиком, не обязательно быть венгром, - но это помогает»), Эндрю Гроув (основатель компании Intel), Джордж Клейн (биолог, лауреат премии Фонда онкологических исследований компании General Motors), Дьёрдь Пойа (математик и популяризатор; «На одном из моих семинаров в Цюрихе присутствовал фон Нейман. Я дошел до некой теоремы и сообщил, что она не доказана, и что доказательство может представлять сложность. Фон Нейман промолчал, но через пять минут поднял руку. Я дал ему слово, и он прошел к доске и расписал доказательство. С тех пор я боюсь фон Неймана» - из книги Пойа «Как решать задачу», перевод с английского текста цитаты в Викицитатнике), Денеш Габор (нобелевский лауреат по физике), Пал Эрдёш («странствующий математик», соавтор 1500 научных публикаций; коллеги придумали «число Эрдёша» - длину кратчайшего перехода от данного автора к Эрдёшу по цепочке совместных статей), Джордж Сорос. И все они - венгры-будапештцы, все родились между 1880 и 1920 или близко к этому периоду (кроме, кажется, только Гроува и Сороса, которые родились в 1930-х).

Оставляя в стороне фривольный миф о марсианских корнях венгерского интеллектуального взрыва, что же, на самом деле, могло бы пролить свет на этот феномен?

Автор эссе предлагает простой ответ (по-видимому, он же подразумевался и авторами шуточного мифа). Александер отмечает, что все до единого перечисленные им венгерские интеллектуалы (список которых я выше воспроизвел) - евреи. Причем Александер утверждает, что не подбирал специально известных евреев из Венгрии начала 20 века, а, наоборот, составил список известных венгров и уже затем проверил этническую принадлежность каждого. Александер указывает релевантную статью 2005 г. по антропологии: “Natural History Of Ashkenazi Intelligence” («Естественная история интеллекта ашкеназов»; ашкеназы - евреи Центральной/Восточной Европы). В статье сообщается, что ашкеназы обладают наиболее высоким средним уровнем математического и вербального IQ среди всех этнических групп, о которых имеются соответствующие данные, и, в частности, превышают среднеевропейские показатели на величину 0,75-1,0 стандартного отклонения. По мнению авторов статьи, социальным последствием этого факта является более высокая (по сравнению с долей в населении) представленность евреев-ашкеназов в ряде профессий и занятий. Так, составляя на протяжении 20 века 3% населения США, ашкеназы выиграли 27% присужденных американцам Нобелевских премий в области естественных наук и 25% премий Тьюринга за достижения в компьютерных науках. К ашкеназам принадлежит половина чемпионов мира по шахматам.

Возвращаясь к Венгрии, Александер указывает, что на 1900 г. евреи там составляли 5% населения, а в Будапеште - 25%. Будапешт начала 20 века был одним из самых «еврейских» городов в истории, так что его якобы даже прозвали «Иудапештом». Если верить цифрам Википедии, на которую ссылается Александер, на 1920 г. евреи в Венгрии составляли 60% врачей, 50% юристов, 40% инженеров и химиков, 90% валютных и фондовых биржевых брокеров. В общем, Венгрия начала 20 века и, особенно, Будапешт могли послужить наглядной иллюстрацией популярного тезиса «Они везде!» - и эта этническая история, вроде бы, устраняет объяснительную потребность в марсианских разведчиках.

Александер также отмечает, что, с другой стороны, евреи-ашкеназы предрасположены к ряду генетических заболеваний, причем некоторые из них встречаются среди ашкеназов в десятки и сотни раз чаще, чем вне этой группы. В связи с чем вступающим в брак друг с другом ашкеназам иногда рекомендуют пройти генетический скрининг. Автор эссе, сам ашкеназ, прошел скрининг и обнаружил у себя редкое генетическое заболевание, в 300 раз более распространенное среди ашкеназов. Однако, вообще говоря, эволюция склонна избавляться от сбойных генов. Если какие-то из них все же выдержали эволюционный отбор, то, возможно, в силу наличия неких связанных с ними преимуществ, балансирующих недостатки. Следуя упомянутой выше антропологической статье, Александер излагает объяснение, каким образом могли сформироваться наблюдаемые генетические особенности евреев-ашкеназов, в том числе с учетом генетического преимущества гетерозиготности и селективного давления социальных условий.

Эссе Александера - это публицистика свободного мыслителя, а не строгая научная статья профессионального ученого в реферируемом журнале, так что к его рассуждениям стоит относиться с осторожностью, да и автор эссе сам первый сомневается в собственных идеях. Упомянутая статья антропологов тоже не является ни последним, ни бесспорным научным высказыванием на эту тему (ознакомление с критическим анализом можно начать, например, с Википедии). Так или иначе, я нахожу текст Александера весьма интересным и отнюдь не жалею о потраченном на него времени. Помимо своего блога “Slate Star Codex”, Скотт Александер известен как автор сетевого фантастического литературного сериала “Unsong”, который он только что завершил.

review, society, science

Previous post Next post
Up