Аменда никогда не высказывалась по собственному побуждению.
Она отвечала на заданный вопрос и тут же умолкала.
Не будучи еще знаком с этим ее свойством, я как-то крикнул ей вниз на кухню и спросил, знает ли она, который час.
Она ответила: «Да, сэр», - и скрылась в глубине кухни.
- Джером К. Джером, «Как мы писали роман»
Позавчерашний и вчерашний сюжет про логиков (или «мудрецов») в баре, см.
задачу и
разбор, напомнил о студенческом развлечении под названием «игра в логики». Мы выдумали эту игру небольшой компанией то ли когда учились на физфаке ЛГУ, то ли ещё раньше, в тридцатой физматшколе, не помню точно.
Игра состоит в том, чтобы прикидываться теми самыми «логиками», которые на вопрос роженицы «мальчик или девочка?» отвечают наилогичнейшее «да» - потому что ребёнок ведь, очевидно, является мальчиком или девочкой. Вообще, в роли логика нужно отвечать строго на поставленный вопрос и выполнять в точности то, о чем попросили, - аккуратно и буквально, как робот, ничего не домысливая от себя.
Существует всем известный пример игры в логики, когда на вопрос: «который час?» отвечают: «пятый», и лишь после второго вопроса: «так сколько сейчас времени?» уточняют: «четверть пятого». Типа, ну так бы сразу и спросили! Наша студенческая игра в логики была построена по тому же принципу, но реализация заходила гораздо дальше, в чём и был весь интерес.
Вот более или менее типичная игровая сцена, насколько я ее сейчас в силах припомнить. Боюсь, что припоминаю не совсем точно, или даже совсем не точно, но суть дела передана правильно.
Идет лекция в большой физфаковской аудитории, все усердно конспектируют. Вдруг я роняю ручку, и она закатывается под сиденье соседа справа - скажем, моего приятеля Парамона. Надо бы поднять ручку и писать дальше, но мне не дотянуться, и я вообще не вижу, где она. Обращаюсь к соседу: «Парамоша, у меня ручка куда-то к тебе укатилась». Парамоша бормочет что-то вроде: «Возможно, ты прав, очень даже может быть» - и, бровью не поведя, продолжает писать свой конспект. Я еще не врубился, что запущена «логика», и взыскую дружеской помощи: «Парамоша, посмотри, пожалуйста, под своим сиденьем!». Приятель дисциплинированно заглядывает под сиденье, докладывает мне об исполнении задания: «Посмотрел!», и пишет дальше свой конспект. Но я-то не могу писать дальше свой! «Парамоша, ну так что? - Всё верно, ты прав. - В смысле?! - Твоя ручка действительно закатилась под моё сиденье». Лектор, между тем, продолжает трындеть. А конспекты сами себя не пишут.
На данном этапе коммуникации я уже понимаю, что Парамон решил поиграть в логику. Момент для меня неудачный, но такая уж игра. Хорошо же. «Парамоша, тебя не затруднит поднять мою ручку? - Не затруднит. - В смысле, я хотел сказать, достань, пожалуйста, мою ручку!» Парамоша наклоняется, поднимает ручку с пола и кладет себе в карман. Лектор берёт в руки тряпку и собирается стирать с доски какую-то еще не переписанную в мой конспект формулу. «Парамоша, сцуко, отдай, пожалуйста, мою долбанную ручку, причем быстро. Очень вежливо тебя прошу. Прямо сейчас положи, бл#$ь, ручку мне в ладонь, пожалуйста!!!» Я протягиваю раскрытую ладонь, и Парамон отдает, наконец, ручку: «Изволь!». Вид Парамоша при сём имеет совершенно невинный. Ну, в самом деле, никто же с самого начала не возражал, надо было просто попросить. Конспект - дело святое, разве ж Парамоша сам не понимает!
UPD: По
наводке от
stop_by предпослал посту подходящий эпиграф.