ФГОСы - Федеральные образовательные стандарты ВПО - Интересные, однако, это документы!

Jan 18, 2012 17:26



Занятные, оказывается, это документы. И весьма полезные и приемлемые. И многое разъясняющие. И каждый из них - не более 30 страниц. Всего-то. Их можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки РФ, вот здесь. Первое, что бросается в глаза при их прочтении и изучении, - логичность и последовательность. Которую, увы, совсем немногие из нас соблюдают при сочинении подобных документов в практических условиях или обстоятельствах. Сначала по тексту идут компетенции (общекультурные - ОК и профессиональные - ПК), а затем уже сами примерные программы. Очень часто в действительности и на практике делается как раз наоборот: сперва набрасываем программы - что и как, а только затем думаем - для кого и в каком качестве. Вообще говоря, эти разделы (про компетенции) можно взять на вооружение при планировании различных курсов, семинаров, олимпиад, конкурсов и т.д. Получается, именно Минобрнауки РФ, которое мы часто ругаем в лице г-на Фурсенко, "делает нам всем сто очков вперёд".

Есть и в этих документах действительно неожиданности, проливающие свет на один деликатный момент. Очень часто от научных работников или преподавателей мы слышим фразу: "Необходимо чтобы 60% часов вели люди, имеющие учёную степень". Читаем выдержку (цельное предложение) из п. 7.16 одного из таких ФГОСов: "Не менее 60 процентов преподавателей (в приведённых к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь учёные степени или учёные звания". Получается, что официальный текст, мягко выражаясь, несколько отличается от приведённой ранее категоричной формулировки. Дело в том, что, как правило, любая общая образовательная программа (ООП) - для каждого направления и специальности, в каждом из ФГОСов - разбита на три цикла: 1) гуманитарный, социальный и экономический; 2) математический и естественнонаучный и 3) профессиональный. И соотносятся они в процентном заполнении ООП, тоже как правило, примерно и соответственно: 25; 25; 50%. Т.е., получается, что наши преподаватели немножко лукавят: ведь 60% профцикла - это всего 30% в данном случае по всей ООП. Кроме того, физическая культура, учебно-производственная практика и итоговая государственная аттестация представлены отдельно в "сетке" ООП. Значит, это ещё какие-то проценты "в минус".

Помимо этого, оказывается, каждый цикл состоит из базовой и вариативной части. Цитируем п. 6.2 того же ФГОСа: "Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть даёт возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей)..." И вот что интересно - объём вариативной части, скажем, профессионального цикла, может простираться вплоть до 45%. Т.е., опять несостыковочка. Относительно повсеместных замечаний, что, дескать, "стандарты нам ничего не позволяют". Всё они позволяют, как оказалось. И расширять, и совершенствовать программы, и успешным образом вводить самостоятельным порядком - самим вузом - новые профили (специализации) "внутри" направления (бакалавриата, 4 года) или специальности (специалитета, 5 лет). Кстати сказать, данный процесс регламентирует специальный документ - "О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования" (письмо Департамента профессионального образования Минобрнауки РФ от 31.03.2011 № 12-532 - его легко найти в Интернете).

А есть положение ещё более аргументированное. Есть вот такой официальный веб-ресурс, на котором написано: "...Администрация сайта обращается с просьбой к вузам присылать свои ООП ВПО с новыми профилями подготовки бакалавров. ...Разработчики ООП ВПО (вузы) должны не забывать о своей свободе в части формирования профилей бакалавриата (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. № 1975, в котором второй абзац п. 7.1 ранее действующих ФГОС ВПО подготовки бакалавров, а именно "...Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО..." отменяется").

С другой стороны, есть и несуразности в этих ФГОСах. К примеру, положение, регламентирующее привлечение к учебному процессу практиков - из других организаций. Цитируем всё тот же п. 7.16 (абз. 3): "К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений". Это как это? Ежели, скажем, на кафедре трудится менее 20 человек, то как тогда? Странная норма, непонятная, неконкретная.

Вот такая вот, как говорится, аптека. Хорошие это стандарты и хорошие документы. Пользуйтесь, коллеги. И система ВПО - Болонская которая - тоже хорошая. Только вот применить для полного счастья умения, навыки, мозги и желания...

проблемы образования, исследования, ФГОС, образовательные стандарты, высшее образование, образование

Previous post Next post
Up