За чей счёт кино?

Dec 25, 2009 04:47



Путин: Михалков всю плешь мне проел

Премьер-министр Владимир Путин заявил, что российскому кинематографу необходимо совершить качественный рывок и укрепить свои позиции на международном рынке.
«Международное разделение труда в киноиндустрии в наибольшей степени зависит от качества предлагаемых услуг и продуктов. Факты таковы: только каждый шестой российский фильм востребован в зарубежном прокате и собирает там не больше одной пятой от своей российской аудитории»,
- сказал премьер на заседании Совета по развитию отечественной кинематографии при правительстве Российской Федерации.
«Государство может помочь материально, может обустроить техническую базу, инфраструктуру, наладить образовательный процесс, но оно
не сможет заставить зрителя смотреть то, что ему неинтересно.
Вот и весь «закон творчества»», - добавил Путин.
Российский премьер также предложил обсудить проблему того, почему российский кинематограф, имея государственную поддержку, не может накопить достаточного потенциала для качественного рынка. «Хотя, конечно, можно говорить о том, что поддержка еще недостаточна. Никита Сергеевич (Михалков) позавчера всю плешь мне проел, говорил, сколько нужно денег для того, чтобы сделать этот качественный рывок.
Денег всегда мало, а хороших идей, талантливых работ еще меньше.
Но не деньги порождают талант, а таланты порождают деньги», - сказал Путин.
«Интерфакс»

Золотые слова, Владимир Владимирович! Ну просто не в бровь, а в глаз!

Я же сегодня от имени российских кинозрителей, которые по совместительству ещё и налогоплатильщики, хочу
вступиться за сохранность причёски нашего премьер-министра и высказать следующие соображения:

Мне совершенно не понятно, почему это некоторые наши кинематографисты считают, что государство
(то есть мы с вами, друзья) должны оплачивать российское кинопроизводство. Хотя понимать-то тут особо нечего,
но об этом позже. Мы вроде как строим демократическое государство с рыночной экономикой, не так ли?
Тогда откуда такие странные мысли? Во всём мире кино - это индустрия развлечений, это большой бизнес, и как
любой бизнес, он связан с финансовыми рисками. Никто и никогда не сможет на 100% просчитать заранее успех
той или иной картины, даже мэтры порой делают вполне "проходные" фильмы, а никому неизвестные дебютанты вдруг
"выстреливают", собирают все призы и делают огромную кассу. То есть по сути - это лотерея, и получается, что нашего
премьер-министра уговаривают поиграть в рулетку с государственными деньгами. Причём главным аргументом в этом
странном диалоге является воспитание патриотизма и, не побоюсь этого слова, национального сознания общества.
То есть о нас с вами дико заботятся, не дай бог мы променяем Родину на буржуйские ценности, чуждые для нашей
культуры. Где-то мы всё это уже проходили... Вам не кажется?

Да, это именно то, что вы подумали. Точно так и обстояло дело в СССР. Огромная страна работала, люди получали
среднеарифметическую зарплату, а на огромные государственные бюджеты снималось советское кино, и уж там
с патриотизмом и воспитанием был полный порядок. Сразу скажу, что я люблю наше советское кино, но когда
начинают говорить, что все успехи в нём были связаны прежде всего с тем, что кино напрямую финансировалось и
поддерживалось государственной властью, то это, мягко говоря, не соответствует истине.

Во-первых. Как правильно заметил Владимир Путин, в творчестве главное - ТАЛАНТ. И мы с вами живём в стране,
которая умудряется выдавать таланты, несмотря и невзирая ни на какие исторические катаклизмы и обстоятельства.
Я считаю, что у нас вообще не должно быть никаких комплексов по этому поводу. Именно по системе Станиславского
 и актёрской школы Михаила Чехова весь мир, и Голливуд в частности, до сих пор снимает своё кино. На заре
кинематографа Эйзенштейн и Довженко заложили в фундамент будущего развития ничуть не меньше, чем тот же Чаплин
и иже с ними. Пусть и под присмотром партии и правительства, но наши режиссёры умудрялись создавать шедевры
мирового уровня, вот только часто не благодаря, а вопреки надзору государства. Многие фильмы из тех, что мы сейчас
считаем классикой, с трудом проходили идеологическую цензуру, некоторые годами пролежали на полках, а кого-то
из режиссёров просто откровенно травили и выдавливали из системы. А многие наши актёры и актрисы, получи они
возможность проявить себя на Западе на равных условиях с зарубежными звёздами, уж точно не затерялись бы в толпе,
а то и затмили бы кое-кого из коллег.

И во-вторых. Советское кино существовало в условиях практически полного отсутствия конкуренции. Были, конечно,
небольшие вкрапления французских комедий и итальянского импорта с Марчелло Мастрояни и Софи Лорен. А так же
незабвенные музыкальные сказки из Болливуда, куда ж без них? Но это и всё. Продукция Голливуда, похоже, была
представлена заезженном до дыр кинохитом "Великолепная семёрка" и несколькими трофейными картинами.
Кто постарше, можете меня поправить, если я не очень точно привожу примеры. Главное то, что нашим кинодеятелям
не нужно было забивать себе голову мыслями о конкуренции, они были в полном шоколаде. Кинотусовка в те времена
жила очень даже не плохо: а кому же не понравится получать совсем не советскую зарплату, обедать в "Национале",
шаркать по международным фестивалям, обнимать буржуйских кинозвёзд, потихоньку заимствуя из лучших западных
фильмов концепции и идеи,  пользуясь тем, что советским гражданам не с чем будет сравнивать.

Сама собой напрашивается аналогия с нашим автопромомом. Пока висел железный занавес, завод в Тольятти
горя не знал и "Жигули" были пределом мечтаний большинства советских граждан. Но стоило появиться конкурентам,
и народ естесственно сделал выбор в пользу лучшего качества и дизайна, и даже зверские пошлины не заставили
людей передумать. И сколько денег вломили в это предприятие? Страшно сказать! Однако в "Мерседес" жигуль
так и не превратился, и даже до стрёмной "Hyundai" ему далеко. То же самое и с кино. Если отбросить все ненужные
сантименты, то кино - это то же производство, и для того, чтобы качественно улучшить его эффективность, нужны
системные изменения, а не подачки конкретным "избранным" личностям, которые опрометчиво обещают снимать
на эти деньги исключительно шедевры и гарантируют, что они нам всем понравятся.

А у государства дел и так хватает.
Главное, что власть должна сделать для развития кинобизнеса - это разобраться с пиратами. И пока я сидела и
писала этот пост, в новостях рассказали про новые поправки в законодательство об авторском праве.
Наконец-то начали что-то делать, прогресс налицо.
Потому что для того, чтобы появилось качественное "патриотическое" кино, в стране должны появиться патриотичные
инвесторы и продюсеры, готовые вкладывать свои деньги в интересные идеи. И вот если у них получится сделать
классное кино, которое зритель захочет смотреть и будет готов за него платить, то у них должны быть все возможности,
чтобы собрать эту кассу, отбить затраты, получить прибыль и вложить её в новый проект.
Именно так и работает кинорынок во всём мире, и другого пути у нас нет.

И ещё кое-что. Надо бы отменить негласную цензуру. Вы скажете, что её нет? Ошибаетесь.
История с фильмом "Россия 88" какая-то странная и мутная, и я не могу понять, зачем властям это было надо.
О том, что этот фильм взял специальный приз на фестивале "Дух огня" и был представлен на кинофестивале в Берлине,
в официальных новостях не было ни слова. Это что ж такое, товарищи? Нас опять от чего-то берегут? 
Я, возможно, что-то пропустила, но на мой взгляд, за этот год именно "Россия 88" может считаться самым
патриотическим российским фильмом. Только подождите закидывать меня тапками, я сейчас всё объясню.

Про художественные достоинства и недостатки мы здесь говорить не будем, речь не об этом.
Пусть фильм выходит в прокат и зрители сами решают, нужен он им или нет, пусть критики и блогеры пишут
свои рецензии, а члены жюри на фестивалях дают или не дают призы. Вот только государство со своей цензурой здесь
совершенно нипричём. Ведь это совсем молодые ребята нашли денег и сняли фильм о том, что происходит в их стране,
потому что их это волнует, им не всё равно. По-моему, именно это и называется патриотизм, разве нет?
Но их подрезали на корню, не дав даже мизерного шанса собрать кассу в прокате и хотя бы окупить расходы.
И чего мы так боимся? Посмотреть на себя в зеркало?
Или может быть "Сибирский цирюльник" - это патриотическое кино? Где при царском русском дворе вдруг заговорили
по-английски, чего отродясь не бывало. Или "Тарас Бульба"? А может "Адмирал"? Я вас умоляю...

При таком раскладе бессмысленно ждать, что молодое российское кино начнёт о себе громко заявлять.
И не надо "морщить задницу" и говорить, что нам это не нравится. Кому не нравится - не смотрите. И не надо ждать,
что прямо завтра гении начнут размножаться почкованием и завалят нас своими шедеврами. Кино должно быть много,
талантливого и не очень, кассового и арт-хаусного, всякого, и только тогда количество начнёт переходить в качество.

За сим откланиваюсь.
А Владимиру Владимировичу хочу от души посоветовать в следующий раз, чтобы сохранить свой импозантный имидж,
на свидание с мэтром одевать кепочку, так, на всякий случай. ;-)

Путин, Россия-88, Михалков, СССР, государство, кино

Previous post Next post
Up