На тему детского сада - встреча с психологом

Nov 05, 2015 15:59

Была сегодня у психолога по поводу Зоськиного детского сада. В принципе с детским садом у нас более менее все хорошо, вальфдорский садик, хорошие воспитательницы, небольшая группа, разновозрастные дети. Но меня смущало то, что Зоя продолжает плакать по утрам. Даже меня бы не напрягало то, что она плачет - по моим ощущениями, Зоське в саду нравится. Но вот она неделю ходит, а на выходных заболевает. Вроде ничего серьезного, просто сопли и небольшой кашель. Я конечно с моей паранойей все списывала на грудной отдел, но поскольку мы регулярно правимся, уже подумала - не может же быть прям такой плохой иммунитет, что он не может пережить даже малейшего охлаждения. Может быть есть какой-то стрессовый фактор, и если его убрать, то организму будет проще справляться с болезнью. Вобщем, отправилась к Филлиповой .

Оказалось, что не все так уж плохо. Конечно мы подпортили ситуацию с первым детским садом, государственным, куда мы ходили 3 месяца. Там Зоя не смогла адаптироваться естественно, потому что я почти все сделала неправильно :). Потом уже стали ходить в вальфдорский.
Главный вывод встречи - с ребенком все в порядке, зато с родителями не очень :)). Мама и папа, главное, мама, конечно, т.е. я - очень тревожные. Расстраиваются, когда ребенок испытывает отрицательные эмоции. Но ладно бы просто расстраивались, а то еще и не знают, что с этим делать. А ребенок же чувствует эту тревогу и растерянность. И мало того, что Зоя сама вынуждена справляться со своими отрицательными эмоциями, не получая поддержки от родителей, так еще и родительская тревога ей передается.
Что же с этим делать.
1. Понять, что ребенок имеет право испытывать разные эмоции, в том числе огорчаться и злиться. Здесь задача не сделать так, чтобы ребенку все время было хорошо, а научить адекватной эмоциональной регуляции, т.е. дать средства выхода из отрицательных эмоций. В эти периоды оставаться в спокойствии и быть опорой для ребенка. В случае детского сада - дать уверенность в том, что все хорошо, ребенок подстроится.
2. Разговаривать.
Спрашивать: что ты плачешь? Допустим, Зоя отвечает: не хочу оставаться в детском саду без тебя.
Разделять чувства: понимаю, это грустно оставаться без мамы. А почему ты не хочешь оставаться одна? И тут главное разделить, приятное и неприятное. Спросить: А расскажи, что тебе в детском саду нравится? Не придумывать за нее, а пусть она сама для себя назовет. Подкрепить: ты идешь в садик и будешь там именно этим заниматься (перечислить, что нравится).
Дать подкрепление, поддержать в том, что не нравится. Например, говорит, что не хочет спать. Ответить - дети в твоем возрасте обязательно должны отдыхать днем. Не хочешь спать, можешь просто полежать - мечтать, рассказывать сказки, придумывать истории и т.п. Хорошо, что в Зоином саду не принуждают спать. Если она не засыпает, она может встать и тихонько поиграть.
3. Обязательно говорить точное время, в какое я заберу. Например, я приду за тобой в 5 часов. Если спросит, а когда будет 5 часов - вот ты пополдничаешь, наступит 5 часов, и я тебя заберу. Не совсем уловила, для чего это нужно, видимо для того, чтобы дать ребенку уверенность, что я точно за ней приду.
4. Когда наступает момент неприятных эмоций. Обязательно разделять чувства. Я вижу, я понимаю, что тебе неприятно, грустно и т.п. Давай вместе подумаем, как с этим справится.
Надо понимать, что есть вещи от которых можно отказаться. Не хочешь есть кашу, можешь съесть творог. Но совсем не есть нельзя. Дать понять, что мы не можем отказаться от детского сада.
5. Давать понять, что болезнь - неприятная история. Вводить ограничения, это в принципе уже у нас есть. Когда болеем - промываем нос, ставим горчичники, сладкое нельзя, гулять не ходим. Но не перегибать палку и не запугивать врачами :)).
Зоя говорит: это я не сама заболела, это организм меня заразил. Это типа очень круто, она уже выделяет свои субличности, многие взрослые не могут выйти на такой уровень осознанности, их специально приходится этому учить. В этот момент надо объединиться с ее взрослой субличностью. Да, я понимаю, что организм тебя заразил. А давай-ка мы вместе с тобой его будем лечить.
6. Завести специальную куклу, о которой Зоя будет заботиться. Кстати, у Зои уже есть ее любимая кукла Зоечка :). Каждое утро отводить Зоечку в детский сад. Я на свою работу иду, ты на свою (в детский сад), Зоечка остается в своем детском садике с детками и воспитательницами. Вечером после прихода домой забирать. По ходу смотреть что вылезает и все проговаривать, обсуждать. Делать это постоянно.
В детском саду завести куклу или игрушку, о которой Зоя будет заботиться, которая ее будет там ждать.
В процессе ролевых игр - если ставит кого-то в угол - спрашивать: что надо сделать, чтобы из угла забрать? что там мишка понял, пока стоял в углу?
7. В моменты негативных эмоций. Если обиделась, например, что я не помыла с ней руки с утра, не оставлять пока она сама успокоится. Я понимаю, что ты расстроилась. Давай подумаем, вспомним, что делают люди, когда один на другого обиделся. Они мирятся, и их эмоции проходят. Когда люди обижаются, они должны друг с другом разговаривать - я же тебя люблю, и ты меня любишь, давай помиримся. Потом стараться сразу развеселить или сделать что-то приятное. А давай я тебе сейчас расскажу смешную историю... Нужно дать средства для саморегуляции, не оставлять саму успокаиваться!
Если я растерялась и не знаю что делать в момент эмоционального всплеска. Можно так и сказать - я растерялась, не знаю, что делать. Давай я попробую куклу или игрушку успокоить, ты посмотришь, подойдет тебе такой способ или нет.
И так разбирать каждую ситуацию.
8. Сделать песочницу. Расставить фигурки - выбирай, где ты, где воспитательницы, где детки. Пусть поговорит за каждого, поиграть в это немного. Здесь для меня сложности - т.к. я не представляю как в это играть :)). Но, типа будет видно, что вылезет и как с этим быть :).
9. Если что-то не умеет или не получается.
В этом возрасте у детей уже есть общий замысел, но пока может не хватать умений для исполнения. Допустим хочет нарисовать домик, говорит, что не получается. Спросить: что конкретно не получается, что ты в этом не умеешь? Что нужно, чтобы нарисовать домик. Давай нарисуем стены, потом крышу, потом дверь. Делать по деталям, по частям. Подкреплять в том, что умеет. Вот ты оладушки умеешь печь - так рисовать домик, это почти то же самое, только немного по другому.
10. Обязательно привлекать к домашним делам. Это мы делаем :)).
11. Семейная скульптура.
Берем животное, например, котенка. Котенок расстроился. Папа кот (настоящий папа), не знает, как утешить котенка, сам расстраивается. Зоя режиссер - лепит скульптуру "каким должен быть папа, который нужен котенку. Куда его переставить, что он должен сделать, сказать". Потом то же самое с мамой. Потом Зоя утешает котенка.
Игры на эмоциональную регуляцию - игрушка расстроилась, давай поиграем кто как будет успокаивать.
12. Попробовать такой момент. Если Зоя говорит, что не хочет без меня оставаться в детском саду. Сказать: я так рада, что ты меня любишь и не хочешь без меня оставаться. Давай каждый раз, когда мы расстаемся будем говорить как сильно мы друг друга любим. А когда будем встречаться, будем радоваться и опять говорить, как сильно мы друг друга любим.

Родительство, Зося

Previous post Next post
Up