МАСОНЫ. 72-я часть. Гражданская война в Финляндии (осторожно, шок-контент 18+!)

Feb 19, 2022 04:34




В прошлый раз мы с вами рассмотрели события в Закавказье, которые последовали после заключения Брестского мира - остановившись на том, что 28 апреля 1918 года, Турция (точнее - Османская империя) признала независимость Закавказья (Закавказской Демократической Федеративной республики): https://ogbors.livejournal.com/1361790.html

Теперь перенесёмся в Финляндию.
В 70-й части нашего повествования ( https://ogbors.livejournal.com/1334743.html ), рассказывалось о том, что в конце января - начале марта 1918 года, финские большевики во главе с Куллерво Маннером, захватили основные города страны - такие как Хельсинки, Турку, Тампере, Выборг, Лахти, Пори, Котка и ряд других.
Таким образом у них в руках оказалась южная часть Финляндии, в которой проживает ДВЕ ТРЕТИ населения. Золотой запас страны, тоже попал в руки красных.
Была провозглашена Финляндская Социалистическая Рабочая республика - которую Советская Россия официально признала 1 марта 1918 года.
Правительство Ленина даже передало своим финским братьям Печенгский край на севере - владение которым обеспечило Финляндии выход к незамерзающему Баренцеву морю. Эту территорию, богатую залежами никеля, СССР смог вернуть себе лишь много позже. Ниже вы видите карту этой земли. Светло-зелёным цветом отмечен участок (западная часть полуостровов Рыбачий и Средний), который удалось отжать у финнов после зимней войны 1939-40 гг. Основная часть была возвращена России (и вошла в состав Мурманской области) в 1944 году. А розовым цветом обозначен участок (сектор Янискоски), выкупленный Советским Союзом у Финляндии в 1947 году.

Справедливости ради следует сказать, что данную территорию правительство Российской империи обещало финнам ещё в 1864 году (тогда это было малоизученное и Богом забытое захолустье). И финны условно считали эту землю своей. Но именно условно - потому что официальной передачи Печенгского края в состав Финляндии, с соблюдением всех необходимых формальностей, не было. Когда правительство Ленина признало независимость "буржуазной" Финляндии, вопрос о принадлежности Печенги не поднимался: в России по умолчанию считали эту территорию своей, а в Финляндии её осторожно называли спорной.
Но когда Советская Россия признала "красную" Финляндию - спорных территорий не осталось.



Формально, это не было подарком, потому что взамен финские большевики передали Советской России хорошо укреплённый форт Ино, на северном берегу Финского залива (недалеко от современного посёлка Приветнинское). Но, хотя форт находился в стратегически важном для России месте, обмен был явно неравноценным.



Здесь вы видите карту-схему форта Ино, позаимствованную отсюда (там можно посмотреть фотографии того, что осталось от форта в наше время): http://grizzlytour.ru/marshruti/vse_marshruti/pohodi/00/4_fort_ino/index.html


Ниже на карте хорошо видно, что красные поначалу захватили наиболее развитую часть Финляндии.
Формально под контролем буржуазного правительства оставалась бОльшая часть страны - но это были в основном лесные дебри и болота.
При этом в тылу у красных и у белых оставались анклавы - которые однако довольно быстро были раздавлены.
С обеих сторон творились жестокости - но пальма первенства в этот начальный период, принадлежала всё-таки коммунистам, уверенным в своей победе.
Вообще, к середине февраля 1918 года, многим казалось, что песенка "финских буржуев" спета, они обречены, красные победили. А некоторая приостановка боевых действий - это лишь случайная, сугубо временная заминка...



Однако 3 марта 1918 года, Советская Россия подписала Брестский мир с Германией и её союзниками - по условиям которого, обязалась прекратить вмешательство во внутренние дела Финляндии.
Строго говоря, само по себе это обязательство, ещё не означало катастрофу для финских большевиков. Оружия у них к тому времени было достаточно, армия была сформирована (и состояла она в основном из финнов и карел - русских как таковых там было немного). Численно красные формирования практически не уступали белым (или уступали крайне незначительно). Да и советские товарищи, невзирая ни на какие обязательства взятые на себя перед немцами - всё равно оружие подбрасывали.
Но недаром говорят, что бой проигрывает тот, кто первым опустил глаза. Едва только до финских коммунистов дошло, что с военной помощью из России теперь начнутся проблемы, как в их среде появились признаки страха и растерянности - в немалой степени ещё и потому, что они, в пылу первоначального куража, сильно измазались кровью, оттолкнув от себя изрядную часть населения.
Как и в России, в рядах финских большевиков было много бардака, их части не отличались высокой дисциплинированностью и боеспособностью.
Впрочем, про белых, поначалу, можно было сказать почти то же самое. Лишь русские и шведские офицеры, а также взявшаяся за оружие финская интеллигенция, изменили ситуацию в лучшую сторону.

5 марта 1918 года, германский флот высадил десант на Аландских островах - которые принадлежат Финляндии, но находятся ближе к берегам Швеции и населены в основном шведами.
На островах к тому времени находились шведские военные подразделения. Швеция уже считала что этот архипелаг лежит у неё в кармане - и тут вдруг появились немцы.
Шведы кипели от негодования - но в конце концов с островов ушли.
7 марта 1918 года, "белое" правительство Финляндии заключило с Германией договор - очень обременительный, кабальный для Финляндии, несправедливый в имущественно-торгово-финансовом отношении, ставивший Финляндию в положение германского вассала. Но зато обеспечивший поддержку со стороны немцев, в борьбе против большевиков.

Германия прислала финнам оружие и офицеров-инструкторов, плюс была обещана высадка германских войск (кроме тех, которые уже присутствовали на Аландских островах).
Однако командовавший белофинским войсками Карл Маннергейм (ниже на фото) считал, что нельзя тратить время на ожидание высадки немецких войск. Промедление - смерти подобно. Необходимо переходить в контрнаступление как можно скорее - и действовать с максимальной решительностью.
Помимо прочего, Маннергейм опасался, что если финских большевиков победят исключительно немцы, то Финляндия вообще утратит остатки независимости и превратится в протекторат Германии. Если финны хотят чтобы с ними хоть немного считались - значит Гражданскую войну они должны выиграть более или менее самостоятельно.

23 февраля 1918 года, на станции Антреа (современный Каменногорск в Ленинградской области) этот человек (швед по национальности, женатый на русской женщине, русский офицер, всю жизнь говоривший по-фински с сильным акцентом) публично дал "Клятву меча", в которой, помимо прочих, были такие слова: ...Я клянусь от имени той финской крестьянской армии, чьим главнокомандующим я имею честь быть, что не вложу свой меч в ножны, прежде чем законный порядок не воцарится в стране, прежде чем все укрепления не окажутся в наших руках, прежде чем последний вояка и хулиган Ленина не будет изгнан как из Финляндии, так и из Беломорской Карелии. Веря в правоту нашего благородного дела, полагаясь на храбрость наших людей и самопожертвование наших женщин, мы создадим сильную, великую Финляндию.

Поначалу Маннергейм был вообще настроен антигермански и категорически возражал против принятия какой-либо помощи от немцев - дабы потом не получить претензий со стороны англичан и французов. От человеческого фактора никуда не деться. В среде русского офицерства тогда слишком сильно было распространено убеждение, что контакты с немцами - это позор и предательство. Но обстоятельства не оставляли никакого выбора. К тому же Маннергейм не являлся главой правительства и не так уж был свободен в принятии решений. Поэтому с предрассудками и какими-то личными предубеждениями пришлось расставаться быстро.



По первоначальному плану, разработанному Маннергеймом, белофинские войска должны были нанести удар основными силами по Выборгу, выйти к Финскому заливу, отрезать финских коммунистов от Советской России - и затем, шаг за шагом, начинать освобождение южных районов страны.
Однако состоявший при штабе Маннергейма шведский офицер Генри Пейрон (ниже на фотографии) сумел убедить Маннергейма в том, что бить нужно не по ногам, а по голове. То есть, следует нанести мощный удар по одному из крупнейших городов Финляндии, Тампере (шведское название Таммерфорс), разгромить красных, деморализовать их, сломить их силы и волю к победе - и тем самым изменить весь ход войны в свою пользу.
А что касается отдалённого (по финским меркам) Выборга, то, хоть он и связывает коммунистов с Советской Россией - но нужно учитывать что у правительства Ленина сейчас полон рот своих проблем, они просто не в состоянии оказать финским большевикам серьёзной поддержки.
Маннергейм согласился с доводами Пейрона. План был изменён.



Глава финских большевиков Куллерво Ахиллес Маннер (ниже на фото) предложил эвакуироваться из Тампере и потихоньку отступать к границам Советской России. Заметим - эвакуироваться из крупного города, без боя... Этот человек носил сразу два героических имени: Куллерво (это герой-мститель из карело-финского эпоса "Калевала") и Ахиллес (один из героев древнегреческого эпоса "Илиада"). Увы, этот сын священника, журналист и хороший оратор - меньше всего был похож на героя...



Впрочем, не все финские коммунисты были такими слабовольными. Оборону города (да пожалуй и всей "красной" Финляндии на тот момент) взяли на себя:
1) Эйно Абрамович Рахья (железнодорожник, в прошлом один из телохранителей Ленина, умрёт в СССР в 1936 году от туберкулёза и алкоголизма)...


И 2) Хуго Салмела. Рабочий-металлист, впоследствии актёр. Вскоре погибнет, в результате бардака - один из доблестных бойцов (бывший маляр, назначенный командующим фронтом) уронит взведённую гранату в ящик с ручными гранатами - стоявший не где-нибудь, а в штабе. Тогда погибло много народу. Сам виновник выжил...


Из Хельсинки в район Тампере подтянулись серьёзные подкрепления.

15 марта началось сражение за Тампере (Таммерфорс), которое стало крупнейшей битвой за всю историю Гражданской войны в Финляндии. Бои шли за каждый квартал, войска дрались с предельным ожесточением. 6 апреля город был взят. Красные потерпели полное поражение, белым достались серьёзные трофеи и большое количество пленных - некоторая часть из которых была расстреляна, вопреки приказу Маннергейма. Однако там был такой нюанс: после взятия города, из развалин ещё долго работали красные снайпера; поэтому по приказу одного из белых офицеров, за каждого белофинна, убитого снайпером-большевиком, расстреливали десять пленных коммунистов...

Эта победа досталась белофиннам (и шведским добровольцам) большой кровью. Город Тампере был разрушен. Ниже вы видите фотографию, сделанную вскоре после освобождения.



Погибший ребёнок на одной из улиц Тампере.


Кроме того, пользуясь тем что основные силы красных были сосредоточены в районе Тампере, белофинны нанесли дополнительный удар в сторону Финского залива на Карельском перешейке - но не по крупному и укреплённому Выборгу, а вдоль финско-российской границы, от селения Рауту (ныне посёлок Сосново в Приозёрском районе). Это означало что сухопутная связь "красной" Финляндии с Советской Россией, прервалась. Теперь сообщение между ними поддерживалось только кораблями.

3 апреля 1918 года, немцы высадили в порту Ханко Остзейский корпус, под командованием генерала Рюдигера фон дер Гольца (ниже на фото) - и двинулись на Хельсинки.


Другой немецкий отряд, прибывший из Ревеля (Таллина), высадился в городе Ловийса.
Следует отметить, что немцы, ступив на финскую землю, вообще не делали никаких заявлений по адресу финских большевиков - которых считали просто криминальным сбродом, шантрапой и гопниками. Никаких угроз, ультиматумов, увещеваний, приказов - ничего. При появлении на горизонте красных - просто открывали огонь на поражение, без разговоров.
Сколько-нибудь серьёзного сопротивления, они почти нигде не встречали.

"Красное" правительство Финляндии растерялось. 6 апреля Совет Народных Уполномоченных провёл последнее заседание в Хельсинки и решил отступать постепенно в Выборг. По сути дела, это означало бегство - после которого руководство обороной Хельсинки взяли на себя местные красногвардейцы. Они рассчитывали на поддержку советских военных кораблей стоявших в порту, а также на артиллерию крепости Свеаборг. Но корабли ушли из города по требованию немцев (с которыми у Советской России был мир), а пушки оказались без замков (советские товарищи всё-таки опасались ссориться с Германией всерьёз - да и просто не верили в победу финских красногвардейцев, после бегства правительства).
12-13 апреля немцы захватили Хельсинки и 14 апреля провели парад, после чего передали город представителям финского Сената.

Ниже на фото - немцы в Хельсинки


Ночью 26 апреля, красное правительство бежало морем из Выборга в Петроград - прихватив с собой золотой запас Финляндии и расстреляв заключённых, содержавшихся в выборгской тюрьме.



24 апреля 1918 года, белофинские и немецкие войска подошли к форту Ино - который, напомню, был передан России финскими большевиками, в обмен на Печенгу. Россия считала эту территорию своей, но больше так не считал никто. Связь форта с Россией могла осуществляться только кораблями - но Финский залив на тот момент ещё был скован льдом. Форт защищали всего 200 красногвардейцев - но это были уже не финские, а РУССКИЕ красногвардейцы. Которые решили стоять насмерть.
И как-то "вдруг" быстро выяснилось, что немцы, белофинны, а также шведские, эстонские и польские добровольцы - не такие уж непобедимые.
Все попытки штурма были успешно отбиты.
Если столица и крупнейший город Финляндии, Хельсинки, был взят за два дня, то небольшой форт Ино так и не был взят за 20 дней.
Красногвардейцы держали оборону до тех пор, пока к ним не пробились из Кронштадта ледокол и военный корабль, с правительственной комиссией на борту.
Советское правительство опасалось, что оборона форта может спровоцировать Германию на разрыв Брестского мира. Поэтому было решено эвакуировать защитников на корабле, а форт уничтожить: что можно - сжечь, что не горит - взорвать.

Так и сделали. 15 мая 1918 года, немцы и белофинны вступили на территорию бывшего форта - где нашли только дымящиеся развалины.
На этом Гражданская война в Финляндии была окончена.



16 мая в Хельсинки состоялся совместный, немецко-финско-шведский парад победы.

Именно после окончания войны, в стране развернулся белый террор - который быстро переплюнул террор красный. Финляндия покрылась лагерями военнопленных - в которых люди нередко умирали от истощения. Происходили расстрелы - в том числе расстрелы женщин. При этом убитых порой даже не хоронили, а просто кидали на кладбище - на землю.
У победителей реально сносило крышу. Вседозволенность, упоение безнаказанностью - очень быстро развращают кого угодно.



Всё происходящее даже вывело из себя некоторые сопредельные страны. Например по требованию Швеции, наиболее отмороженные садисты и палачи из числа белогвардейцев, были арестованы и осуждены. Но их потом довольно быстро амнистировали...

Сама страна оказалась в тяжёлом экономическом положении, балансируя на грани голода.

Тех русских которые воевали на стороне красных - убивали в первую очередь. А что касается тех русских, которые воевали на стороне былых, то для них тоже всё закончилось печально: 11 мая 1918 года, более двух тысяч русских людей находившихся в Хельсинки, погрузили на корабли и отправили в Советскую Россию - не заботясь о том, что их там ожидает. К тем кто сопротивлялся, полиция применяла силу. Формально это происходило по требованию Германии - которая просто таким образом соблюдала один из параграфов Брестского договора. Но полиция-то была финская...

Свыше десяти тысяч финских красногвардейцев и некоторые члены их семей, бежали в Советскую Россию. Судьба этих людей, в дальнейшем сложилась очень по-разному.

P.S. Вверху на заглавном фото вы видите двух девушек-красногвардейцев. Той что слева - 19 лет. Той что справа - 27. Обе были расстреляны в мае 1918 года.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ: https://ogbors.livejournal.com/1391181.html

масоны

Previous post Next post
Up