Знаю, что они были не просто знакомыми: Радзиховский рецензировал до издания книги Гайдара, а тот в свою очередь благодарил за полезные комментарии и исправления. В этом смысле Радзиховский должен чуть ли не лучше всех представлять, что происходило в голове и сердце. (видимо начну все-таки читать "Обитаемый остров")
http://echo.msk.ru/blog/radzihovski/642259-echo/ ....
«Либералы», «чекисты», «олигархи - евреи, кавказцы и истинно православные», «выборы», «назначения», баррель по 20 долларов и по 120…
А реального производства - нет. Мозги - утекают. ПРОЕКТА у страны - нет.
Легче легкого назначить «козлом отпущения» Гайдара - беззащитен.
Его и назначили…
Да не это его мучило!
Слишком умен и тверд был Е.Т., чтобы «оспоривать глупца». Он знал, что сделал то, что было должно. Но знал и другое - История пошла не туда, совсем не туда, куда мечталось в 1991.
ПОЧЕМУ?
Об это и бился Гайдар.
Он умел отделять случайное от главного. Он искал СОЧЛЕНЕНИЯ - где политическая суетня переходит в Исторические Повороты. Все его книги - об этом. Поиски СОЧЛЕНЕНИЯ Большого Исторического времени - и нашей воли. На что мы можем повлиять? Что от нас не зависит? Об этом его - «Долгое время», «Гибель Империи».
Нашел ответ?
Нет.
Искал, мучился, ломал голову - где в ворохе экономических формул, исторических аналогий, социологических опросов то самое ЗЕРНО?
Институт экономики переходного периода…
Почему «переход» выворачивается в круг, в историческую ленту Мебиуса?
Конечно, Гайдар был не просто мыслитель.
Он был выдающийся эксперт, практик. Давал разумные советы - по финансовой политике, макроэкономике. Их слушали, он помог избежать многих глупостей. Но «ремонт Провала - чтоб не слишком проваливался» и ВЫХОД из Исторического провала - далеко не одно и то же. И кто-кто, а Гайдар это понимал лучше всех.
В России мало людей, для которых будущее страны есть ГЛАВНАЯ ЛИЧНАЯ ПРОБЛЕМА.
А сейчас их стало на одного человека меньше. P.S. И в заключение - одно личное воспоминание.
После фактического поражения на выборах-1993 (тогда мы еще не знали, что это - самый большой успех, дальше будет куда хуже!), Гайдар, обдумывая этот урок, в разговоре со мной ссылался на «Обитаемый остров» Стругацких, на последнюю страницу.
«А ты думал раз-два - и все…
Пристрелить Странника, повесить Отцов, разогнать трусов и фашистов в штабе - и конец революции…».
Гайдар смеялся - нет, мы не столь наивны и не столь кровожадны, поэтому мы и не революционеры.
Но вот с этим, говорил он, я согласен:
«Но свою главную задачу я знаю твердо: пока я жив, никому здесь не удастся построить еще один Центр. Даже с самыми лучшими намерениями».
Вот это - мне кажется - и был символ веры Егора Тимуровича.