Ещё пару дней назад я понятия не имел ни о таком драматурге, ни о самом комическом спектакле. Просто, просматривая городские новости на Яндексе, я обнаружил массовое (!) негодование жителей по поводу удаления из репертуара калужского драмтеатра, цитирую: "искромётной пьесы, которая не сходила со сцены 7 лет и на которой выросло целое поколение". Согласитесь, что подобная реплика будила интерес...
Что ж, побродил по Сети, почитал мнения. Все сходились на том, что непревзойдённой постановкой "Номер 13" является мхатовская версия 2003 г. Владимира Машкова. С Ю-Тюбика её уже удалили (оцифровка записи спектакля каналом "Культура" и показ по ТВ вызвали бурное негодование некоторых денежно заинтересованных товарищей), однако копии остались на ВКонтактике и на Мэйле. Увы, на ВК "тяжёлое" видео нормально глядеть невозможно, поэтому я пошёл на Мэйл.
Честно говоря, смотреть не особенно хотелось, не комедийное настроение сейчас. Однако же зацепило то, что ведущую роль играл один из знаковых для меня артистов - Авангард Леонтьев. Современному зрителю это имя мало что скажет, а вот мне он был хорошо знаком ещё с советских времён. Настоящий универсал с неординарной внешностью, он мог сыграть кого угодно - от одесского еврея-ювелира до польского офицера. К сожалению, у А. Леонтьева нет больших ролей в кино, что не помешало ему стать народным артистом. Талант!
В указанном спектакле Леонтьеву (нахальный босс Ричард Уилли) подыгрывал другой прекрасный актёр Евгений Миронов (скромный секретарь Джордж Пигден). Их комедийный дуэт удался на славу. Два часа просмотра для меня пролетели незаметно, хотя смеялся я не столько от души, сколько непроизвольно.
Дело в том, что по своему жанру "Номер 13" представляет собой типичную "комедию положений", причём сработанную в очень старой, чуть ли не чаплинской или даже сеннетовской манере, когда одна нелепость громоздится на другую, а персонажи откровенно и радостно валяют дурака. В подобном случае сам текст пьесы не имеет особого значения, ибо на сцене все непрерывно бегают, суетятся, кричат; одна абсурдистская ситуация сменяет другую и так далее. Сюжет в двух словах таков: босс совращает свою замужнюю секретаршу и уединяется с ней в гостиничном номере, где неожиданно находят труп неизвестного человека. Всё дальнейшее действие сводится к понятному стремлению героев выкрутиться из нелепой ситуации. В большом кино нечто похожее уже встречалось - я имею ввиду "чёрную комедию" Тэда Котчеффа "Уикэнд у Берни" (1989 г.). И наша пьеса тоже - развлекательная, бездумная вещичка и не больше.
Однако же и безделушку нужно уметь сделать - при отсутствии литературной составляющей всё зависит от актёрской игры и режиссуры. Следует признать: и то, и другое отменного качества. Старая школа, как-никак!
Режиссёрское решение получилось, на мой взгляд, изящным и экономичным: как в классицизме были соблюдены единство времени, места и действия. Сцена представляет собой огромный гостиничный номер, открытый в зрительный зал (из мебели диван, кресло, старинная радиола), а в глубине - длинная стена с окном, входом, встроенным шкафом и дверью в спальню. Драпировка красно-чёрно-зелёная, в шотландскую клеточку, такого же цвета форма и на обслуге. Всё. По ходу действия ничего не меняется, не происходит никакой вещественной трансформации (падающая оконная рама не в счёт). То есть перед нами нарочитая театрализованность в чистом виде. Отвык я от такого, откровенно говоря, ностальгией повеяло.
И в качестве героев перед нами сплошные маски-типажи: Похотливый Демагог, Маменькин Сынок, Наглый Слуга, Тупой Хозяин, Симпатичная Глупышка и тому подобные. Они однобоки и одноплановы, но как раз в данном случае это по правилам. Маски красуются перед нами, вовсю выпячивая свои главные недостатки. Пресловутая "жизненность образа" здесь совершенно не нужна, она только вредит. Именно в этом, по-моему, и кроется успех постановки В. Машкова - другие версии (а я просмотрел ещё три) ошибочно ориентировали артистов на игру всерьёз. Ну а какая, скажите, может быть серьёзность в откровенном шарже, в карикатуре? В неё просто не поверят! Потому не требуется и развитие характеров, им просто некуда и незачем развиваться. Разве что персонаж Евгения Миронова становится к концу чуть смелее - в остальном же перед нами ожившие марионетки. Зрители угадывают их действия наперёд, радуясь своей проницательности. Признаюсь, я тоже испытал удовольствие от этого процесса. Когда понимаешь, что именно вскоре случится, но не знаешь, как конкретно оно будет подано.
Правда, самим артистам не позавидуешь, честное слово. Как говорил режиссёр: "Я ищу для себя актеров собственной группы крови: на каждый сантиметр пьесы у меня должно быть три-четыре поворота, мне важно сразу встряхнуть зрителя..." Ему вторил актёр Миронов: "На сцене надо было умирать, причем в бешеном ритме..." Да уж! Два с лишним часа энергичных движений, танцев, прыжков, пантомимы способны вымотать подчистую даже молодого, тренированного спортсмена (а Леонтьеву в 2003 году было уже 56 лет, так-то). При этом ещё необходимо произносить свои реплики громко и отчётливо, чтобы они не тонули в общем фоновом шуме. А если играть каждый день с семи и до десяти вечера одним и тем же составом? Адская работа, однако - исполнителям не единожды приходилось во время спектакля менять взмокшие от пота рубашки и бельё. Настоящий актёрский хлебушек весьма труден, это не реклама...
В общем, я остался доволен. Хотя испытал некоторое недоумение, поскольку никакого "номера 13" в оригинале пьесы не оказалось - все события происходят от начала и до конца в номере "48"! Я нашёл полный текст, перечитал и удивился ещё больше, ибо название в переводе Михаила Мишина было тоже совершенно иным: "Он, она, окно, покойник" (другой вариант "Всё кувырком", а по-аглицки просто "Out of Order"). Попытался опять-таки через Сеть разобраться в данном противоречии, но ничего вразумительного так и не нашёл. Везде у нас эта вещь Рэя Куни идёт именно как "Номер 13". Символика-то понятная: число, приносящее несчастье, но к чему подобные вольности с авторством? Или на него, как водится, махнули рукой? :-)
Ну и возвращусь под конец отзыва к началу. Мне вот подумалось: ежели у нас целое поколение таки выросло именно на подобном искусстве, то нет ничего удивительного в том нравственном и моральном вакууме, который царит ныне в стране. Развивать эту мысль я не буду, к чему? Тем более, как писала Е. Ямпольская: "Простенькая комедия Куни кормит театры всей России, а заодно и ближнего зарубежья. В регионах на выручку с «№ 13» покупается жилье для бездомных актеров..." Такие дела.
Поэтому ещё разок подчеркну, что я никоим образом не против подобной шикарной развлекухи. Но всё-таки полагаю, что молодёжи лучше было бы расти на иных комедиях. С иной цифровой нумерацией. Ну, к примеру, назову "Двенадцатую ночь" Шекспира в постановке Питера Джеймса и Михаила Табакова в театре "Современник"...