Apr 21, 2009 00:09
В качестве ситуации для антропологического анализа были выбраны сюжеты из французской художественной кинокомедии «Корсиканец». При попытке интерпретировать реальную культурную ситуацию необходимо учитывать, что описанные в фильме события - творческий акт: происходящее вымышлено, а изображенный люди никогда не существовали на самом деле. Но в кино нас заставляют поверить в то, что в данной ситуации, случись она на самом деле, все выглядело бы примерно таким образом. И суть даже не в том, было ли это вымыслом или реальностью. Главное определить цель создания этих сюжетов.
Фабула фильма проста. Парижский нотариус поручает некому детективу Джеку Палмеру разыскать на Корсике своего пропавшего клиента, мсье Леони, чтобы вручить ему уведомление о наследстве. Суть заключается в том, что детектив не подозревает о том, что Леони видный деятель местных террористов-сепаратистов, которого давно разыскивают спецслужбы. Произнося это имя, детектив никак не может понять странную реакцию прохожих. Считает это нелюбезностью, поражается их грубости и замкнутости.
Мы опустим основную сюжетную канву с хитросплетением сепаратистских движений Корсики и поимкой Анжи Леони, который настолько успешно скрывается и имеет такой авторитет, что целых три конкурирующих спецслужбы не в состоянии его разыскать. Нас будет интересовать в данном случае герой детектива Джека, который предстает перед нами погруженным в некий культурный контекст, совершенно ему чуждый. Внешний вид, манера разговаривать, да и просто его лицо с первого мгновения выдает в нем чужеземца. Все дальнейшее повествование строится вокруг этого забавного обстоятельства. Приехав на Остров Красоты, детектив никак не может наладить контакт с местным населением. Все что он говорит, оказывается невпопад. Пытаясь сделать комплемент владельцем бара, называет его собаку «преданной дворнягой», которая на самом деле довольно редкой и популярной на Корсике породы. Принимает мужское многоосное пение за примитивный фольклор, мешающий ему заснуть. Вдобавок ко всему Джеку совершенно не ясны взаимоотношения местной полиции с организованной преступностью и терроризмом. Каждый вечер то и дело происходят взрывы, а группы бандитов учиняют разборки прямо на улицах. Жандармы закрывают на все это глаза, при этом самого детектива штрафуя за превышение скорости.
Герою сложно ориентироваться в обществе с абсолютно другими стереотипами поведения, традициями и устоями островитян и из-за этого он постоянно попадает в подобные нелепые ситуации. При этом мы должны понимать, что в таком месте, как Корсика, любому человеку, выросшему в среде других «собачих пород» и других «песнопений» и манере проводить время в баре, будет сложно понять поведение корсиканцев. Но не в силу отсутствия знаний о том, каким образом происходит мыслительный процесс корсиканцев (хотя в случае с детективом Джеком некоторая осведомленность в этом вопросе была бы весьма полезной), а не знакомство с той образной вселенной, внутри которой поступки людей являются знаками. Когда мужчины в баре выпивают и поют, это вовсе не означает, что песня сопровождает их исключительно в увеселительной функции, что для Джека неуместно и неуважительно по отношению к постояльцам гостиницы. Для корсиканцев, преисполненным уважения к собственной истории, эти сакральные тексты, повествующие об истории борьбы, надежде и свободе являются важным механизмом сохранения исторической памяти и консолидации народа.
В данном случае, по Гирцу, кино можно воспринимать как способ репрезентации некой реальности со своим специфическим содержанием.
Описание ситуации предполагает те же самые конструкции, в который корсиканцы и господин Джек Пальмер облекают свой ежедневный опыт, т.е. их видения проблемы. Это не будет означать, что мы будет реконструировать реальность исходя из их позиций. Описание антропологично, не с их точки зрения, а точки зрения исследователя, который решает действительно ли оно (описание) изображает опыт этих людей. Конечно, мы учитываем, что кинореальность и сюжет фильма сам по себе ироничен и гиперболичен. Однако линия, разграничивающая представления о реальной корсиканской культуре и культурой изображенной в кино, достаточно очевидна. Понятно, что с точки зрения горожан островитяне выглядят дремучими дикарями, а сам остров - засильем коррупции и террора. Однак корсиканцы вступают в антагонизм с парижанами прежде всего с позиции, малой этнической группы, рассматривающей сепаратизм как единственное средство сохранения своей национальной идентичности. Гирц понимает культуру как “паутину значений”, систему смыслов, которую человек создал, и которая позволяет ему ориентироваться в окружающем мире. И в этой связи данный фильм как нельзя лучше демонстрирует как, попадая в чужую паутину смыслов, человек остается беспомощным.
научно-популярное