Служилое государство как единственная форма подлинно православного государства....

Nov 23, 2010 23:39

Из советских школьных учебников по истории как-то выпал тот факт, что до 1762 года дворяне тоже были по сути крепостными. И мужик служил барину, потому что барин служил царю: все служили. И мужик худо-бедно терпел...

Но в 1762 году дворянам (уже по сути онемечившимся, уже прозападным, если не по крови, то по духу) дали вольную, а мужиков так и оставили крепостными. Мужики почувствовали откровенную несправедливость. Пошли бунты крестьянские и их кульминация - Пугачёвский бунт, и продолжались эти бунты вплоть до царствования Павла I, которого В. О. Ключевский назвал "первым противодворянским самодержцем". Павел I дал большое послабление мужикам и попытался вновь заставить дворян служить.

"По провинциям выискивают помещиков-придурков, "пребывающих в праздности"...тут же врубаются огромные налоги - по 20 рублей с крепостной души. Помещики трясутся в оскорбленной скупости...Вводится порка дворян! Лишение дворянского звания становится произвольным актом..."
http://off-roader.livejournal.com/271019.html

"Впервые с высоты престола барщина ограничивается тремя днями в неделю с предоставлением крепостным выходных по праздникам и воскресным дням. Царь - деспот, а народ говорит о нем: "Наш-то Пугач!"
(полнее http://rus-history.ru/pavel-i/sovremenniki-pavla-pervogo-otm.php)

"В 1797 году народу простили подушный недобор в 7,5 миллионов рублей - 10% госбюджета...Через год Павел сломал сопротивление Сената и запретил продавать крестьян без земли. Теперь не получалось разорвать крестьянскую семью, разорить рабскую хижину дяди Тома. Запрещались аукционы, торги живым товаром.
Господа на местах, конечно, продолжали наглеть, но уже незаконно. Дальше - больше. Впервые крестьяне получают право подавать жалобы".
http://empire.netslova.ru/emp83.html

"Император Павел имел искреннее и твердое желание делать добро, - вспоминал его собеседник писатель А. Коцебу. - Перед ним, как пред добрейшим государем, бедняк и богач, вельможа и крестьянин, все были равны. Горе сильному, который с высокомерием притеснял убогого! Дорога к императору была открыта каждому, звание его любимца никого перед ним не защищало..." Историк Е. С. Шумигорский утверждает, что, "масса простого народа, в несколько месяцев получившая большее облегчение в тягостной своей доле, чем за все царствование Екатерины, и солдаты, освободившиеся от гнета произвольной командирской власти и почувствовавшие себя на государевой службе, с надеждой смотрели на будущее; их мало трогали "господския" и "командирския" тревоги".
http://rus-history.ru/pavel-i/protivodvoryanskii-samoderjec.php

Число народных волнений при Павле I резко упало: 1797 г. - 177, 1798 - 12, 1799 - 10, 1800 - 16, 1801 - 7!
http://empire.netslova.ru/emp83.html

"переворот 1801 года был единственным чисто офицерским и дворянским переворотом в России. Знай о заговоре солдаты, Павел был бы жив, а дворянство как класс - еще не известно". /Сергей Кравченко, Кривая империя/
http://empire.netslova.ru/emp83.html

«...Он теснил тех‚ кто раскинулся слишком широко‚ тех сильных и многоправных‚ кто должен быть стеснен и обуздан ради бесправных и слабых. Может быть‚ это и была...ошибка его. Но какая в ней моральная высота! Он любил справедливость - мы к нему несправедливы. Он был рыцарем - убит из-за угла. Ругаем из-за угла…» /Владислав Ходасевич/.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/762.htm

Кстати, так уж совпало, где-то примерно в то же самое время, когда на Руси впервые появился слой, имевший массу привилегий, но при этом могущий не служить, (в середине 18-го века) святитель Тихон Задонский писал

«Ныне почти нет истинного благочестия. Ныне - одно лицемерство».

"домогающийся иметь что-либо собственное не об ином чем помышляет, как об отделении и отступлении. А у кого нет сего в виду, на что ему иметь и собственность, когда знает, что рабы Христовы, по благодати Христовой, всегда изобилуют всем необходимым? Посему явно, что такой человек замышляет об отсечении и умерщвлении собственной души своей, за малое число оволов предает собственное свое спасение и делается (позвольте мне выразиться несколько смело) вторым Иудою, начав кражею (потому что личная собственность есть кража) и окончив предательством, ибо и он предает слово истины, как тот - Господа..." /Василий Великий/
(http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/words/42.html

Кто-то скажет, мол, это сказано монахам, да только пока было служилое государство "собственного", "собственности" по сути ни у кого не было и в миру, было, образно говоря, жалованье, получка :), дававшаяся за верную службу, пока служишь, и не для того, чтобы шиковать на вольных хлебах, а чтобы всегда быть готовым служить.

Антисоветские историки, ругая СССР с его отсутствием частной собственности, отсутствием т.н. "гражданских прав и свобод", с его всеобщим служением не себе, а государству, по сути ругают традиционный русский государственный строй, каким он был до 1762 года и каким его пытался восстановить Павел I. Правда, в СССР социальная защита низов была уже гораздо сильней, но тогда и страна уже была побогаче.

=====
Оргия Праведников. Наша Родина - СССР
http://www.youtube.com/watch?v=SwAXO7IzomU

СССР, Царь-Мученик Павел I, служебные записки

Previous post Next post
Up