Проект постановления Поместного Собора (из архивов)

Sep 01, 2010 22:39

"...занимать непримиримую позицию против коммуниз­ма, как экономического учения, восставать на защиту част­ной собственности для нашей православной, в особенности, русской церкви значило бы забыть свое самое священное про­шлое, самые дорогие и заветные чаяния, которыми, при всем несовершенстве повседневной жизни при всех компромис­сах, жило и живет наше русское подлинно православное цер­ковное общество.



Борьба с коммунизмом и защита собственности нашими церковными деятелями и писателями в прежнее, дореволю­ционное время...объясняется причинами для церкви внешними и случайными. Прежде и главнее всего: Цер­ковь тогда была в союзе с собственническим государством, точнее, всецело подчинена ему. Коммунизм тогда считался учением противогосударственным. Естественно, что многие церковные деятели остерегались со всею ясностью и последо­вательностью высказывать идеальный, подлинно евангельс­кий взгляд нашей церкви на собственность, чтобы не ока­заться политически неблагонадежными. Вспомним, что сам митрополит Московский Филарет, при всем его государствен­ном складе мышления и при всей его государственной кор­ректности/принужден был выдержать неприятные перегово­ры с Министром внутренних дел или с жандармским управ­лением, по поводу одной своей проповеди о милостыне...

...протестантство вполне последовательно прошло к утверждению, что собственность священ­на, и даже, что долг богатого человека заботится об уве­личении своего богатства.

Для пересаженного к нам с Запада полицейского государ­ства это выводы протестантства были весьма пригодными, и потому были весьма скоро и основательно усвоены всеми по государственному мыслящими людьми. Они свили себе гнездо и в официальном богословии. Но подлинно православной, в особенности, русской православной богословской науке с этими выводами не по пути. Не даром немцы возмущались некультурностью нашего мужика, невозможностью никаки­ми силами привить ему помянутые буржуазные добродетели. Он все продолжает твердить, что земля "Божья", т.е. ничья, что все, что нужно всем, и должно быть в общем пользова­нии. Но не то же ли в конце концов скрывается и под кожею всякого русского интеллигента и вообще русского человека. Возьмем нашу народную поэзию, начиная с былин и кончая беллетристикой /даже дореволюционной/. Где у нас идеал честного и аккуратного собственника? Напротив, не юродивый ли, если взять духовную литературу, не босяк ли, если взять светскую, а в том и в другом случае, не человек ли, живущий вне усло­вий и требований буржуазной жизни, есть подлинно наш рус­ский идеал? Я убежден, что Православная наша церковь сво­ими "уставными чтениями" из отцов церкви, где собствен­ность подчас называлась не обинуясь кражей, своими про­логами, житиями святых, содержанием своих богослужебных текстов, наконец, "духовными стихами" которые распевались около храмов нищими и составляли народный пересказ этого Церковно книжного учения, всем этим церковь в значитель­ной степени участвовала в выработке вышеописанного антибуржуазного идеала, свойственного русскому народу...

...Примириться с коммунизмом государственным, приба­вим в заключение, для церкви тем легче что он, отрицая частную собственность, не только оставляет собственность государственную или обще­народную, но и карает всякое недозволенное пользование тем, что лично мне не принадлежит. За­поведь "не укради" остается основным положением...Христианство же заинтересовано не тем, чтобы обеспечить христианину право на владение его собственностью, а тем, чтобы предостеречь его от покушений на чужую...

Итак, второе постановление нашего поместного собора могло бы быть таким: С решительностью отметая религиозное учение коммунизма, Священный Собор, однако, не находит непри­миримых возражений против коммунизма, как учения экономического, отрицающего част­ную собственность и признающего все обще полезное и нуж­ное общим достоянием, ни в священном писании, ни в под­линно церковном учении, особенно в учении древней рус­ской православной церкви..."
(полностью http://www.chri-soc.narod.ru/III.htm)

===============
Леонид Сметанников - День Победы
http://www.youtube.com/watch?v=a-fbHXKwTCs

выход Церкви из гетто, коммунизм, Патриарх Сергий

Previous post Next post
Up