О аристократах приватизированного духа и любителях одного на всех Божества

Jan 14, 2013 14:36

"Великие каппадокийцы. Под этим именем прослыли в истории отцы второй половины IV в., завершившие формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Св. Троицы. Это были "земляки" - Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский с их друзьями и единомышленниками, географически близкими и отдаленными.

Их родина Каппадокия и соседние области центра Малой Азии были местом жительства землевладельческих фамилий, полагавших честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать своим детям возможно более высокое образование. Само собой понятно, что это вело к занятию командующих высот и в культуре, и в обществе, и в государстве. Аналогичные условия и результаты мы видим у нас в помещичьем классе около московского центра - губерний Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской. Чудо мировой известности русской литературы родилось тут, в этих дворянских гнездах, и в усвоении ими высот европейской культуры. Подобное накопление просветительных сил и обращение их на служение своему отечеству и своей религии мы и наблюдаем в семействах будущих отцов церкви - Каппадокийцев...

... Β юности, для аскетических упражнений, Василий, как имущий помещик-барин, имел легкую возможность устроить себе "пустыньку с келейкой" около своего родного города Неокесарии. Сюда он привлекал к сподвижничеству и своего сверстника Григория - аристократа по образованности из города Назианза, сына местного епископа по имени тоже Григорий. Сработавшись здесь, Василий с Григорием, после подготовки, по барской просвещенной традиции отправились учиться в Афинский университет", - писал Антон Владимирович Карташев ("Восточные Соборы", главка "Великие каппадокийцы" (см. http://www.magister.msk.ru/library/bible/history/kartsh01.htm#01)


"Человек, - определяет св. Василий, - есть «ум, тесно сопряженный с приспособленной к нему и приличной плотью»... «Мы, - говорит св. Василий - это душа и ум, поколику мы сотворены по образу Создавшего. Наше - это тело и приобретаемые посредством его ощущения». И оно часто бывает тягостным узилищем для души. «Для поспешающего к горней жизни пребывание с телом тяжелее всякого наказания и всякой темницы». (цит. отсюда: Георгий Флоровский, "Восточные отцы IV века" (http://www.orthlib.ru/Fathers/florovsk03.html)

Вот тебе, бабушка, и раннехристианское "совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию" (см. Ириней Лионский, "Против ересей", 5, VI, http://txt.drevle.com/lib/irinei_lionskiy-protiv_eresei.html#h506). Аристократам духа, "духовным наследникам Платона и Аристотеля" (см. http://off-roader.livejournal.com/1420453.html) "плоть, которая создана по образу Божию", по барской просвещённой традиции была чужда, да и быть "соединением и союзом" им было непривычно, привычнее было отождествлять себя с умом, - персональным, приватизированным умом, персональной, приватизированной душой. Мол, "говорят: "Вместо ума достаточно Божества". Что же мне до этого?" (см. http://off-roader.livejournal.com/1429845.html). Мол, аристократу духа без персонального ума не comme il faut (см. http://off-roader.livejournal.com/1408452.html).

В результате "мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения" (http://archive.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=881&art_id=6744), что до сих пор официально, так сказать, по барской просвещённой традиции, считается, что "единое естество человеческое может пониматься только логически отвлеченно, но никак не в качестве метафизической или физической реальности" (см. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1481), хотя уже и прозвучало русскими устами: "Ты не можешь себе представить, что у тебя одна душа с другими, а читай в книге Деяний: “У всех верующих было одно сердце и одна душа” (см. http://krotov.info/libr_min/22_h/hra/povizky.htm).

Разве что византийские отцы, эти былые подростки-сорванцы Церкви (см. http://off-roader.livejournal.com/1427248.html), в том числе и Василий Великий, память которого ныне совершаем, давно уже перестали быть аристократами приватизированного духа и молятся о скорейшем исправлении их былых приватизационных увлечений, да "все сыны человеческие, как один сын, ставши орудием воли Бога отцов и матерей, обратят силы природы, рождающей и умерщвляющей, в возсозидающие и оживляющие" (http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_relig.html#molit) поскорей. БУди! бУди!

********
(образ "Святой Василий и Григорий Богослов в Афинах" отсюда http://www.abc-people.com/shop/basil_saint.htm)
==========
The Hollies - Carrie Anne
http://www.youtube.com/watch?v=sgA4-bLcoN8

С далёкой эллинской сторонки идём мы весело Домой... Торжествуй, народ, играй победу: умолил Христа наш Государь (см. http://off-roader.livejournal.com/1147492.html), и помянул Господь слова Завета (Евр. 8, 10-13) и распахнул тебе врата в Алтарь! И всё, что мы едим и пьём, вновь становится Путём, раз желаем "возвратить жизнь всему пожранному, истребленному как неразумною силою по нашему бездействию, так и нами самими непосредственно..." (см. http://off-roader.livejournal.com/1417173.html)

Василий Неокесарийский, Человек Божий, "каппадокийский синтез", Антон Карташев, Георгий Флоровский, "человек греха", Антоний Храповицкий

Previous post Next post
Up