"Учение о Боге в сочинениях Григория Нисского отличается таким же философским и отвлеченным характером, как и у других Отцов Церкви," - отмечал новомученик Иоанн Попов и подчёркивал: "особенно выделяется встречающееся уже у Оригена и Григория Богослова, но Григорием Нисским особенно подробно развитое, близкое к неоплатонизму учение о Боге, как Бытии, Благе и Красоте" (
http://www.portal-slovo.ru/theology/38961.php).
Откровенное низведение живого, разумного и активно действующего Высшего Существа до уровня логически отвлечённых принципов ярко видно и в следующем отрывке.
"Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение в грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения" (
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_posle_smerti/posmertnaya_zhizn_dushi_12-all.shtml)
Бога Живого и Его деятельного Божества здесь уже по сути и не видно. Скорее здесь обрисован некий отвлечённый принцип, который "не радуется и не гневается" и совершенно пассивно относится ко всему происходящему. Зато здесь появляются некие очень активные "мы", которые якобы сами бывают добры, сами бывают злы, сами отпадают от Бога, сами к Нему приближаются, сами себя наказывают, сами себя осуждают, сами себя спасают...
По сути это гимн собственной самости, которая возвела саму себя в догмат (ср.
http://off-roader.livejournal.com/1426766.html) и синтезировала вместо Бога Живого некую логическую отвлечённость в качестве "солидного Господа для солидных господ" (см.
http://off-roader.livejournal.com/1420453.html)
"Что за блаженнейший Бог, богатый в своих дарах, превосходящий щедростью Своей благости, Которому не присущи ни радости, ни заботы, ни милости, ни иное какое-либо из тех качеств, которые приличны добродетели и которые составляют средства обнаружения для Бога, щедрого в своей помощи," - отмечал в противовес подобным "химикам-синтезаторам", которые, якобы, чего-то там "уже сами" (см.
http://off-roader.livejournal.com/1343614.html), щедрый в помощи Чудотворец, ценивший Бога активного и живого и Его реальные дела, а не синтезированную собственной самостью пустышку логической отвлечённости (
http://apologia.narod.ru/earlyfat/fath/IIIage/greg_b.htm), от которой, когда доходит до дела, пользы что с козла молока, поскольку "расслабило время, сокрушила болезнь... а грехи не хотят покориться; но еще сильнее наступают" (
http://kharkov.zachalo.ru/pagez/lsn/0153.php.htm) и докатилось уже до того, что чуть ли не прямым текстом заявляется, что и само спасение "может пониматься только логически отвлеченно, но никак не в качестве метафизической или физической реальности" (см.
http://off-roader.livejournal.com/1427792.html).
Впрочем, "жалоб не надо; - что радости в плаче? Мы верим, мы знаем: все будет иначе"... Исчезнут фантомные сучности! (ср.
http://off-roader.livejournal.com/1423024.html) И в этот мир ещё вернутся исцеляющие тени (ср. Деян 5,15), на этот раз от всех деревьев и домов.
=============
Falco- Vienna Calling
http://www.youtube.com/watch?v=OnP-b_IVdT0 Торжествуй, народ, играй победу: умолил Христа наш Государь (
http://off-roader.livejournal.com/1147492.html), и помянул Господь слова Завета (Евр. 8, 10-13) и распахнул тебе врата в Алтарь! И всё, что мы едим и пьём, вновь становится Путём, раз желаем "возвратить жизнь всему пожранному, истребленному как неразумною силою по нашему бездействию, так и нами самими непосредственно..." (см.
http://off-roader.livejournal.com/1417173.html)