«Одноактная пьеса» алмаатинского автобуса

Oct 29, 2016 12:59

Действие происходит на перепутье лета и осени в автобусе, возвращающемся с Медео в город.
Водитель - молодой полнолицый казах, уже с брюшком. Возле него отирается молоденькая стройная девушка с симпатичным лицом непонятной национальности, судя по всему знакомая, помогает собирать с вошедшего народа деньги за проезд. В автобус заходят пассажиры, в основном, русские и казахи, но есть немного и явных иностранцев азиатского и европейского вида.


Иностранец-европеец протягивает девушке пятисотку и говорит: "Уан" (один). Девушка деньги принимает, но лицо её задумчиво и билет со сдачей давать она не торопится. Тогда иностранец на всякий случай уточняет причитающуюся с него сумму: "Эйти" (восемьдесят). Водитель вручает пассажиру огрызок пустой билетной ленты, выдернутый из ручного принтера, а девушка неторопливо отсчитывает в протянутую руку монетки. На сумме 320 тенге останавливается и глядит на иностранца - глаза невинные, чистые… Но иностранец, хоть и молод, да, видать, воробей уже стреляный - руки не убирает, а наоборот жестом показывает, что, мол, сдачи не хватает. Девушка с водителем недоумённо переглядываются, начинают вдвоём с видом самым искренним изучать содержимое протянутой ладони и, так и быть, докладывают ещё одну монетку в 50 тенге. Расчёт на то, что после такой тщательной проверки человек просто обязан им довериться и сунуть сдачу в карман не глядя, а если и заметит, что снова недодали, то сдастся - не станет мелочиться из-за пустяка. Но пассажир попался и недоверчивый и мелочащийся - всё стоит и стоит со своей протянутой рукой. Делать нечего - докладывают наши жуликоватые актёришки ещё 50 тенге. Иностранец сухо произносит "сэнкью" и становится у стекла за водительским местом.

Автобус стоит довольно долго, чтобы не отправляться пустым; всех входящих водитель громко оповещает, что надо оплачивать проезд. Наконец трогаемся. Через пару остановок очаровательное тихое дитя в виде подружки водителя неожиданно осмелевает и начинает вслед за водителем покрикивать на пассажиров: - Вошедшие! Оплачиваем проезд!
Из-за переполненности салона не все спешат выполнять её распоряжения. Находится молодая женщина с ребёнком, которая, принимая приятельницу шофёра за кондуктора, кричит ей:
- Девушка! Вы зачем возле водителя стоите?
- А какое вам дело, где я стою? - переходя на откровенно хамский тон, отвечает юное создание.
- Если вы кондуктор и хотите получить оплату, то идите по салону и собирайте деньги. Я к вам с маленьким ребёнком идти не собираюсь. Здесь стоят пожилые люди - они тоже к вам не пойдут!

Начинается перебранка, в ходе которой подружка водителя заявляет, что она вовсе никакой и не кондуктор.
- Ну, а раз не кондуктор, то и нечего народ в заблуждение вводить! - кричат ей из салона.
Тогда водить автобуса по громкой связи начинает объяснять пассажирам, что кондуктора в автобусе нет и что пассажиры сами должны подходить к водителю оплачивать проезд. В повисшем после этих наставлений безмолвии женщина с ребёнком произносит:
- Всё равно плохо.
- Плохо в автобусе ехать, - неспешно отвечает водитель всё так же, по громкой связи, - а в машине (тут в голосе его появляются нотки весёлой мечтательности) - хорошо.
- Не надо лирики, - раздражённо бросает женщина, оставаясь на своём месте.
Через пару минут помощница водителя всё-таки протискивается вглубь салона и принимает плату за проезд. В автобусе на какое-то время воцаряется обычная дорожная тишина.

Приближаясь к какой-то из остановок, водитель спрашивает, есть ли выходящие на ней.
- Есть-есть! - кричат пожилые женщины и автобус… проносится мимо.
- Чё не остановился-то? - возмущается пассажирка. Возгорается очередная перепалка, и женщин высаживают в неположенном месте. Автобус продолжает путь.
- Семнадцать остановок проехал - все молчали, - сетует в громкоговоритель водитель, - а тут одну проскочил и недовольны.
- Так если есть остановки, вы должны останавливаться! - напирают из салона.
- А зачем, если там никого нет и никто не выходит? - по-восточному спокойно вопрошает водитель.
- У вас есть маршрут и на нём есть остановки.
- У меня - автобус экспресс, я должен быстро от Медеу до гостиницы Казахстан доехать… У меня и в путевом написано. Хотите - идите посмотрите.
- Ничего мы в вашем путевом смотреть не будем, а если это экспресс, то на автобусе пишите!
Кто-то из пассажиров негодует (или только делает вид, что принимает ситуацию близко к сердцу), кто-то смеётся, один лишь иностранец рядом с нами вертит башкой от одного восклицающего к другому, силясь понять, что же тут происходит.

Ближе к концу маршрута подружка водителя обнаглевает окончательно и, беря на себя уже роль хозяйки, заставляет всех доставать билеты (ну, т.е. то, что они с «напарником» раздавали в качестве билетов) или проездные карточки (ими расплачиваются безналично, прикладывая к аппаратам, установленным в автобусе). Водитель перестаёт открывать дверь посередине, принуждая народ проходить через свою «пособницу», а та тем временем бесцеремонно вырывает у людей карточки и прикладывает их к аппарату. Одна из старушек пытается увернуться от оборзевшей молодухи, но безуспешно - отнятая карточка подносится к считывателю трижды. Старушка не понимает, что за произвол здесь творится, кричит отчаянно: - Что вы делаете?! - а девушка (да нет, теперь уже деваха) грубо отвечает: - Не спишут с вас лишних денег. (Это действительно так, но для чего было прикладывать карточку трижды - не понятно, больше на демонстрацию силы похоже.)
Глядя на всё это безобразие, муж интересуется у внезапно возомнившей себя контролёром девахи:
- А вы кто такая?
- Помощник водителя, - нахальничает та.
- Иными словами никто, - осаживает муж. - В общем, если у водителя будут к нам вопросы - с ним и будем разговаривать.
На задах подхватывают:
- Покажите удостоверение! Помощник она водителя!

На конечной остановке народ проламывается через переднюю дверь бурлящим потоком, негодование не скрывается. Выйдя на тротуар, пожилой казах оборачивается к водителю:
- Такие, как ты, позорят Казахстан. Ты что, не понимаешь, кого с Медео везёшь?!
- А давайте разберёмся, - начинает водитель, он старается держаться правым, но, похоже, и сам понимает, что теряет лицо, переча старшему, - так вести себя в Казахстане по-любому не правильно.
- Не о чем мне с тобой разговаривать, потому что ты Казахстан позоришь!

Мы уходим. Народ возле автобуса ещё шумит.

люди, Алма-Ата

Previous post Next post
Up