Выход фильма про «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» для меня и моих ровесников, четвероклашек, стал событием колоссального масштаба. С восторженными глазами обсуждали мы его друг с другом: “А помнишь как...» - «Ага! А как он ещё говорит ему...»
Нравилось абсолютно всё: у фильма не было изъянов. А главная музыкальная тема вызывала в душе настоящий восторг - было в ней что-то возвышенное, королевски-церемониальное. Спустя много лет с огромным удовольствием слушала рассказ Дашкевича о том, как он эту музыку сочинил. Оказывается, это был экспромт.
Режиссёр Масленников попросил сочинить что-нибудь такое, что олицетворяло бы старую Англию, со всеми её традициями. Предложил для эталона послушать музыкальную заставку культурной программы запрещённой тогда Би-би-си. Но программа вещалась только раз в неделю, к тому же её ещё нужно было поймать на радиоприёмнике, и музыкант вспоминал о ней только тогда, когда видел режиссёра. Давал ему обещание послушать и снова забывал. Так продолжалось несколько недель, пока уставший ждать Масленников не позвонил композитору прямо на квартиру. Кормить обещаниями было уже совсем неприлично, и Дашкевич соврал, что музыка готова. «Играй!» - приказал режиссёр. Деваться было некуда, Дашкевич подошёл к инструменту, подумал, ну что у них там, на Би-би-си, может звучать, и наиграл то, что само сыгралось. Окончив, взял трубку, ожидая разноса, и услышал одобрительное и всё понимающее: “Володя, не поленитесь, возьмите карандаш и запишите эту тему, а то забудете”.
Как сказал Дашкевич: эта музыка сочинялась ровно столько, сколько звучит.
Несколько лет назад в Ашхабаде проводилась неделя европейского кино. Обидно было читать анонс: каких только европейских стран в нём не было представлено, даже Польша, а России не было.
Всё же пошли с сыном на открытие фестивальной недели. За державу, конечно, было обидно, и я потихонечку объяснила ребёнку, что устроители не правы. Пришли в фойе театра, где должна была состояться церемония, там уже было много гостей, оркестр под управлением Ровшена Непесова исполнял мелодии из известных зарубежных кинофильмов - тоже неплохо послушать. Все ждали начала. Наконец подъехали самые важные гости, разговоры стихли, оркестранты взяли многозначительную паузу, и в тишине зазвучали величественные аккорды, которые по замыслу организаторов должны были задать тон всему мероприятию, подчеркивая его сугубо европейскую принадлежность. Я чуть было не закричала от радости и в ладоши не захлопала - это была музыка из НАШЕГО «Шерлока Холмса»! Объяснила сыночку на ухо, что происходит, и глазёнки у него озарились радостной гордостью: справедливость, пусть и тайно, но всё же восторжествовала!