С праздником тебя, народ!
Наверное, это первый раз так: не хочется сегодня никуда выходить. Нет настроения. Все мои российские друзья попрятались. Одна Лена из Сочи меня поздравила с праздником. Может потому, что у Лены муж грузин, и они в Сочи бежали из Сухуми, поэтому им ничего объяснять не нужно. Меня нашла, вдруг, подружка детства, она осетинка, и ее родители, и мой отец похоронены в одной осетинской станице. Я вообще не знала, где она и что с ней. Написала, что живет в Калининграде. Она в полнейшем ужасе от происходящих у нас событий просила меня приехать к ней либо в Калининград, либо в Осетию - куда моей душе захочется. Когда я ей написала, что у нас здесь все нормально, что с Киевом все в порядке и что мне и здесь хорошо, то интерес ко мне сразу же пропал. Если спасать меня не надо, то можно снова забыть. Зато приехал один мой родственник, живущий в России. После школы уехал в Москву учиться, а потом его распределили в Россию. Молодежь не знает, что это такое, когда тебя распределяют. Это было такое задание партии и правительства в Совке - смешивать население, выращивая советского человека без роду и племени. А уж как любили рассеивать по всему Совку украинцев - это отдельная история.
Так вот этого родственника своего я после этого видела, может, раз пять, когда он приезжал сюда в отпуск, и у меня все время было такое впечатление, что он меня сильно недолюбливает. Как-то он меня сторонился и все время помалкивал, но однажды высказался, что у меня дурная манера говорить людям в лицо все, что я о них думаю. А тут, вдруг, позвонил, попросил с ним встретиться, сказал, что на следующий день улетает. Я предложила встретиться в городе, он сказал, что ладно, но только не на Майдане. Я сказала, что буду в Доме актера, поэтому мне удобно на Золотых воротах. Знаешь, сказал он, почему я тебя позвал? Думаю, ответила я, что ты тут переругался со всей своей родней, завтра тебе уезжать, а тебе не очень хочется уехать врагом всех твоих близких, но оно к этому все идет. А судя по тому, что ты меня всегда недолюбливал за правду, которой тебе сейчас и не хватает, то именно за ней ты и пришел.
И тут он начал мне говорить о том, что все не так, что он меня всегда боялся. Услышать такое от родственника, которого видела раз в пятилетку - это как-то обескуражило. Но он мне напомнил историю, как приехал лет 30 назад в свой первый отпуск в Киев и хотел здесь попасть на спектакль БДТ. Тогда они были на гастролях здесь, но это было не реально и он пришел ко мне в филармонию, а я ему из брони вырвала какие-то билеты, он на радостях пригласи меня в ресторан. В ресторан я пойти согласилась, но попросила его на полчаса заскочить со мной в гостиницу "Москва". Я, честно говоря, уже всей этой байды не помню, но он сказал, что я его затащила в номер к Олегу Борисову, у которого брала интервью. Про интервью я что-то помню, но без подробностей. Тем более странно было то, что он-то помнил абсолютно все подробности того интервью. Его тогда удивило, что я расспрашивала у Олега Ивановича о том трудно ли играть в паре с актером, которого ты ненавидишь в жизни, или наоборот - это сильно помогает на сцене? Я тогда накануне посмотрела какой-то спектакль с его участием. Борисов сильно удивился и спросил: - А что разве это заметно, что я его презираю? Я ответила, что это очень сильно заметно. Заметно даже то, что он его ненавидит очень изыскано. Наверное, вы встречаетесь, раскланиваетесь, возможно, что и руку жмете друг другу, но в душе так сильно его не переносите, что на сцене просто ноги об него вытираете, втаптываете его в подмостки, несмотря на то, что положительная роль у него, а не наоборот.
Борисова тогда это очень обрадовало. Он сказал, что на самом деле все именно так и есть: в жизни он с ним раскланивается, но потом на сцене ненавидит люто. Ему нравилось, что зритель это видит. Потом, говорит мой родственник, я начала давать всякие советы по поводу актерской игры, на что Борисов несколько офигевший мне сказал, что ему об этом не говорил никто, кроме одного человека -Товстоногова и ему казалось, что мэтр неправ, но коль об этом ему сейчас говорит какая-то девочка, то он подумает над этим. И вот эта вся фигня добила моего родственника, который после этого начал меня бояться. Дурацкая история какая-то. Я уже мало чему удивляюсь, но тут... Я начала рассказывать, что-то об актерстве, о Борисове, когда-то работавшем в Киеве. Пойдем, говорю, к театру, там кафе неплохое. Куда угодно, говорит он, только не Майдан.
- Ты же киевлянин. Ты приезжаешь сюда каждый год и ходишь этими улицами. Ими проникаешься всегда. Это особый город, чего-то он не прощает, особенно чужакам, но он и оберегает. Этот город имеет не только свой колорит, но и свою душу. Есть города без души, есть такие, где душу нужно отыскать. Мы с тобой дети этой земли киевской и нам не надо искать душу. И ты, и я, и все прекрасно знают - Майдан его душа. Ты не можешь туда пойти, ты боишься Майдана, как боялся все эти годы меня. Тебе не кажется, что ты потерял что-то очень важное в жизни? Знаешь, когда-то писала пост о нравственности, которая живет внутри нас и о морали, которая существует вокруг нас, придуманная кем-то для нас. Ты привык жить в придуманной для тебя Сурковым, Володиным, Путины - неважно кем, вывернутой наизнанку морали. Эти ребята просто захотели и изменили правила морали. Теперь они у вас идут не от нравственности, не от добродетели, а от пороков. Человеческое достоинство - принцип нравственности вам заменили, внушив, что это истина, на простую логику без разума и добра. На недомыслие - мысль без нравственных принципов, на фанатизм - некую мораль без всякой мысли вообще. То, что хорошо в политике, чаще всего аморально, поэтому они научились подстраивать мораль под то, что им удобно. Но вам всю эту удобную и порочную мораль маскируют: одни - интересами империи, другие - православия, а в целом во всей этой конспирологии нет ничего, кроме интересов коллективного Путина.
И тут пошло и поехало... хунта, нелегитимная власть и весь набор кремлевской заморочки мозга. Вот что меня просто бесит. У власти команда Тимошенко. Когда Путин подписывал с Юлей газовые контракты, выгодные ему, почему тогда она была нормальной, а теперь, вдруг, стала хунтой и фашисткой, но при этом он по ящику своему манюпасу рассказывает, что у него хорошие отношения с ней. Это с фашисткой-то? Вот она вывернутая мораль. Когда нам выгодно - власть хорошая, даже если это власть казнокрада Яныка, но если нам это не выгодно, то мы замараем так, что хрен потом отмоешься. Я не хочу говорить о том, что наши политики нравственнее ваших. Каждый их них болен своим величием, только у нас это все понимают, а у вас почему-то нет. Слепо верят во всякий бред про русский мир, империю, избранную нацию и пр.
Мы дошли до театра. И меня уже было не остановить. Я когда писала о нравственности, то все время себя спрашивала, где он тот нравственный подвиг моего народа? Я себе тогда и представить не могла, что настанет день, когда я буду стоять у двери этого театра, умываться слезами и аплодировать тем героям, которые этот нравственный подвиг совершили. Я теперь, проходя здесь, все время останавливаюсь и с трудом перевожу дыхание. Я буду помнить всегда это море людей и эти аплодисменты, которые будут звучать в моей голове, пока я живу. Они пожертвовали собой ради других. Надо быть чистыми нравственно, чтоб пойти на такое. Не только ради меня, ради Украины, но и ради тебя, ради России тоже. Душа Майдана - это нравственность. Нашей с тобой украинской нации. И эта нравственность сравнима с раной, к которой больно прикоснуться и которая еще долго не заживет. Неужели это трудно понять? Но зачем вам этот нравственный украинский героизм, разрушивший всю вашу исковерканную мораль? У кого-то может быть он и вызвал восторг и удивление, но большинство из вас даже не поняло, что же здесь произошло. Ты ведь искренне не понимаешь, за что они отдали жизни? Он опустил голову и неуверенно сказал: - Я все-таки думаю, что им платили американцы.
Господи, какие же вы чокнутые! Зачем им деньги, если они умерли? Вот в этот момент что-то с ним произошло. Он как-то совершенно иначе посмотрел и произнес: - Да, я сказал глупость. И все же я не понимаю, что может заставить человека пойти под пули? - Понимаешь, есть люди, для которых нравственность - это чувство, живущее внутри них. Он просто не может существовать без этого чувства. Знаешь, там висят фотографии погибших, а рядом с некоторыми их истории. Ведь за каждым из них стоит своя история. Рядом с одним висит его последнее письмо любой женщине, где он пишет о том, что не может и не хочет без нее жить. Жизнь без любимой женщины потеряла для него смысл. Я не знаю, что там случилось, да это и неважно, просто есть такие люди, которые не могут жить без любви: без денег могут, без жратвы могут, а без любви - нет. Переведи меня через Майдан - услышала я. - Покажи мне этого парня. Я правда хочу его увидеть.
Я не стану описывать этот переход через Майдан. Я знаю точно, что это был путь к очищению, а через него и к просвещению. Свой нравственный путь есть у каждого, как и у народа в целом. И у каждого народа он свой. Когда мы уходили, он мне сказал, что людей с Востока нужно сюда привозить и показывать им это. Я не возражала. Тарута сказал, что хочет отправить народ на экскурсию в Европу, пусть бы он лучше их на Майдан свозил. Всего-то нужно - понять друг друга. В одной стране как на разных полушариях. На одном пошли под пули ради других, ради своей страны, а на втором - готовы угробить собственную страну, ради собственной придури. Какой-то недочеловек кричит матом, а на замечание не матерится, еще сильнее орет, что это его родной язык и он будет на нем говорить. Мужик на полном серьезе стоит за то, чтоб страна перешла на мат, и хочет его сделать вторым государственным. Я может потому и ненавидела Совок, что в свое время объездила его весь. Многое из того, что я видела, лучше бы мне никогда не видеть вообще, как этого попа с крестом и портретом Ленина. О какой нравственности тут можно говорить? Вот о таких дедушко Ленин и говорил: "Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам".
Эти люди требуют, чтоб их услышали. Сначала они выбрали нам "почую кожного". Почув? Потом тихо сидели и молча смотрели, как этот их глухой обирал всех. Четыре года они молча ждали, теперь же, когда в стране временная техническая власть, функция которой - это подготовка новых выборов, они решили, что именно техническая власть, да еще и накануне войны с соседним государством, должна их срочно "почуть". При этом как пономари все время повторяют, про федерализацию, понятия не имея, на кой ляд она им нужна. Почему они все время хотят себе счастья за счет других? Где этот принцип разума и добра? Кроме желать себе, нужно еще и уметь делать добро другим.
Долго мы еще говорили о втором полушарии Украины, а когда прощались, он мне сказал: - Вы нацию уже создали, теперь вам осталось создать Украину. Как ты мне сказала: проникнись этим городом? Ты знаешь, я проникся. Я впервые им так проникся. Я даже только что почувствовал себя украинцем. Теперь и уезжать не хочу. Пойду каяться. А Донбасс? Такой Донбасс сегодня есть в каждой стране. Просто не обращайте на них внимания. Не тратьте время зря.
Сегодня мне моя дочь написала: "Мама, мы вчера в Лос Анджелесе пошли в церковь святить куличи, так офигели просто. Русские все в церковь приходят как в клуб ночной - платья в блёстках, каблучища огромные, короткие юбки и куча золота. Заходят в церковь и начинают там фоткаться с иконами. Бабища в разовом мини платье ставит своего сынишку лет восьми, одетого в галстук-бабочку, у иконы, дает ему в одну руку кулич, в другую свечку и с криками "от скАтина, шо ты с постной мордой стоишь - улыбайся! Праздник же". Фоткает его со вспышкой на всю церковь. Потом ловит за руку батюшку, дает ему фотик и просит сфоткать ее с сыном у алтаря. И тот батюшка ходит и фоткает их. Это было нечто!"
Я это прочла и поняла, что таки да: свой Донбасс сегодня есть везде. У меня когда-то был пудель, и он был значительно нравственнее некоторых людей. Он прекрасно понимал, что хорошо, а что плохо. У него внутри тоже был свой нравственный закон. Вчера перебирала рисунки дочери из художественной школы. Ребенок в 7 лет рисовал разные чувства. Дети мыслят абстрактно - так же и рисовали - абстрактными точками и линиями. Я нашла работу "Нравственность". Жаль, у меня сканера нет. Она была нарисована оранжевым цветом, а под ним подпись - детское объяснение: "когда разум и сердце подружились, и разум договорился со своим сердцем и пропустил его вперед, тогда они рождают чувство, чем сильнее чувство, тем ближе к нему разум. Из этой гармонии и рождается нравственность, но она может родиться только из большого сердца. Нравственность никогда не дружит со всякими выгодами и личными интересами". Коротко и ясно.
Click to view