"Алхимия"

Jun 25, 2013 00:42

Разговаривала с одним приятелем, он далек от театра, но любит мои театрально-политические эссешки и не любит нашу политтусовку, а особенно пул Яныка. Вот этот самый паханатовский пул ему очень интересен с точки зрения психиатрии. Дай мне, говорит, точное определение того театра, в котором они существуют, если такое есть. Конечно же, есть. И это чистейшая алхимия. Я бы даже сказала, что это такой алхимический ренессанс с точки зрения возрождения алхимико-религиозной философии британского алхимического театра времен 17 века.

В 1652 году вышла книга Элиаса Эшмола "Британский химический театр". Книга была весьма популярна, даже Ньютон сильно ею увлекался. И Арто, о котором я писала прошлый раз,  увлекался алхимией еще до того как создал свою концепцию жестокого театра. Он писал, прослеживая аналогию между театром и алхимией, что одно и другое обладает внутренней двой­ственностью, ибо ищет золото одновременно и с помощью операций над материей, и с помощью симво­лических абстракций.  "Алхимический театр"  - поверхностный, совпадающий с алхимией  и эзотерикой. Арто соединял с алхимией каббалу и таро.  Стриндберг увлекался алхимическими исследованиями. В романе "Готические комнаты" он писал: "Если постараться выразить кратко различия между химией и алхимией, то можно было бы сказать, что алхимия утверждает способность элементов переходить один в другой, а химия этого не допускает".

Таким образом, если окунуться в сегодня и проследить весь театр и связь между материальным и смысловым нашей правящей тусовки, то там одно непременно будет дублировать другое: театр и алхимия - все находится в поисках золота. В результате распада единого целого, по Арто, возникает театральная алхимия. Театр находится в состоянии конфликта, а алхимия делится на материальное и духовное. Цель и задача театра и алхимии  "разрешение или даже ликвидация всех конфликтов, возникших в резуль­тате антагонизма между материей и духом, идеей и формой, конкретным и абстрактным, сплав всех видимостей в едином выражении, которое должно уподо­биться одухотворенному золоту".

Алхимический символ - это такой же мираж, как и театр, не имеющий ничего общего с настоящим злободневным или примитивным театром, поскольку все здесь несет другой смысл, превращая все на своем пути в золото. Истоки театра остаются лишь в пародии, его гротеске, поскольку изменился смысл всего. Происходит алхимическая трансмутация. Здесь перестали создавать образы и  "вместо того чтобы выступать средством раздвинуть горизонты, оказываются просто тупиком и кладбищем для духа". Если Арто искал в алхимии абсолютную и абстрактную чистоту, как последнюю ноту, то наш политический истеблишмент напротив - чистоты не искал. Он затеял грандиозную по своим масштабам театральную операцию по производству золота. Запачкав всё и всех вокруг, превратив духовное золото в золото реальное, а виртуальный театр и такую же алхимию в область реального политического театрального шоу, где жизнь и искусство меняются местами, где они всё - бесконечный алхимический театр, их тела - роли, а их внутренняя сущность - актерство. А мы - зрители, наблюдатели, вернее, - наш разум зритель этих трагикомедий. Такой у нас театр, где важно самому не превратиться в роль.

Есть ли у нас политика? Нормальной нет.  Иллюзия. Тот же гротеск. Раньше было хоть весело за ними наблюдать, теперь же вся их алхимия   становится малоинтересна. Об оппозиции тоже говорить нечего. Юля, своим письмом к съезду, взяла на себя всю ответственность за происходящее. Кто его знает, какой там у них с Сеней план, но теперь чтобы ни произошло, виновата во всем будет она. Лично мне уже как-то абсолютно все равно пойдет ли Сеня в премьеры или нет. Пусть сами договариваются, оставив в покое народ. Кто там в этой алхимии во что трансформируется - уже роли не играет.

У меня тут была приятельница в гостях. Мы шли с ней на Андреевский по Михайловской и вдруг нас остановила какая-то женщина, приглашая настойчиво зайти на какую-то выставку. Меня весьма удивило там наличие галереи. Я вроде бы их все знаю, обо всех писала ревю, а это что-то явно новое, решила зайти в эту галерею. Там довольно прилично и странные картины какой-то художницы Виктории Преображенской. Я в абстракции немного разбираюсь. У меня дочь училась у Лубенко с 7 лет, а он говорил, что у детей абстрактное мышление и учил детей рисованию именно начиная с абстракции. Есть какие-то элементарные вещи, которые делать нельзя было, например, пользоваться золотой краской - она считается неживой.  А тут ею пользуются часто. Самодеятельность какая-то очень странная. Поднимаю глаза к стенду с портретом художницы и еле сдерживаюсь от смеха. Нам навязчиво предлагают посмотреть фильм о художнице, я забираю приятельницу и выхожу на улицу. Вот это, говорю, мы с тобой попали! Ты узнала ее? Приятельница не узнала, она помоложе меня будет и с другой страны, но я-то это чудо никогда не забуду. Это был портрет Марины Цвигун или Марии Дэви Христос, наделавшей шороху в начале 90-х своим "Белым братством". Еще одна алхимическая трансмутация. Почему Киеву так везет на подобные вещи?

image Click to view



алхимия и театр

Previous post Next post
Up