Из воспоминаний бригадного генерала Лесли Гровса (Leslie R. Groves), Гл.12
http://militera.lib.ru/memo/usa/groves/ Комитет наметил, а я утвердил в качестве целей следующие объекты: арсенал в городе Кокура,... Хиросима..., Ниигата..., Киото...
Включение Киото в список намеченных целей для атомной бомбардировки вызвало резкое возражение Стимсона [военного министра]. Его доводы основывались на том, что это древняя столица Японии, исторический город, место, имеющее для японцев громадное религиозное значение. Он сам побывал там в свою бытность генерал-губернатором Филиппин, и этот город потряс его своими памятниками древней культуры.
В доказательство своей правоты я приводил следующие аргументы: население Киото больше миллиона человек. Ни один город Японии с таким населением не может не играть важной роли в военном производстве, даже если в нем всего несколько заводов [т.е. на самом деле роль Киото в военном производстве всерьёз даже не оценивалась]...
После непродолжительного спора Стимсон заявил, что остается при своем мнении. Во время дискуссии он развивал свои взгляды на то что, принимая подобные решения, нам следует исходить из той исторической роли, которую США должны будут играть после войны, поэтому (он был твердо убежден в этом) не следует допускать ничего такого, что помешает США играть эту роль.
Тем не менее Киото сохранял для меня притягательность в основном из-за его большой площади, допускающей оценку мощности бомбы. Хиросима с этой точки зрения нас не вполне устраивала.... Поэтому я продолжал свои попытки склонить Стимсона на свого сторону, однако он был непреклонен. Когда он вылетел в Потсдам, Гаррисон телеграфировал ему о том, что я все еще настаиваю на Киото. И снова Стимсон возразил. На следующий день пришла еще одна телеграмма от него, где он сообщал об обсуждении этого вопроса с Трумэном. Президент поддержал Стимсона. После этого о Киото не было разговоров.
via
kouzdra Таким образом Киото спасла историческая случайность: военный министр Стимсон когда-то самолично в нём побывал.
Касательно Англии: Черчилль назвал ядерную бомбардировку Хиросимы величайшим актом гуманизма (это со слов моего приятеля, который читал книгу Черчилля о Второй Мировой, надеюсь я ничего не путаю).
Здесь: "После падения Франции Черчилль потребовал, чтобы французы передали свой флот Англии. Французы отказались, пообщеав потопить свои корабли, если возникнет уграза их захвата немцами. В ответ Черчилль дал приказ английскому флоту атаковать корабли союзника у алжирского берега (Mers-el-Kebir). В результате погибло около 1500 французских матросов."