§ Мир национальных государств, он же Вестфальский мир.
Это мир территориальных государств, мир силовых игроков верхнего уровня, поделивших всю пригодную для жизни территорию Земли между собой и договорившихся не вмешиваться в дела друг друга, пока эти дела делаются внутри государственных границ. Ну представьте если бы деревенские жители договорились, что каждый у себя на участке может творить что угодно, мучить животных, насиловать женщин и детей, грабить и убивать - и никто из соседей не должен вмешиваться. Главное не лезть на чужой участок, а у себя делай что хочешь. Вот это Вестфальский мир. А возможность творить что угодно на своей территории - называется «суверенитет».
§ Что было до этого?
Античность и Средневековье дают нам массу примеров альтернативного политического мироустройства. На ранних этапах основанием для власти над индивидом была его родовая принадлежность, а не то, на какой территории он находится. В ранней Греции индивид был во власти фратрии или филы, а не во власти полиса, а в полисе было несколько фратрий и фил, т.е. рядом жили люди, находящиеся в разных юрисдикциях. Ровно так же нобили со своими клиентеллами в средневековых полисах. Рядовые жители полиса подчинялись своему нобилю, а не полису. Позже, основанием для власти стала служить религиозная принадлежность. Власть Папы в Европе не распространялась на иудеев (ага, можно было ростовщичество), а в мусульманском мире христиане были вне власти мусульманских властей вплоть до 20-го века. Даже в Римской Империи почти до самого конца большинство жителей империи не были римскими гражданами и были вне юрисдикции Рима. Рим крышевал племена и полисы, не распространяя свою юрисдикции на их членов. Вне территориальных юрисдикций были члены Рыцарских Орденов, монахи и священники.
Итого, своей, часто не малой властью, обладали: Имперский центр, Церковь, Ордена, полисы, гильдии и цеха, племена, роды (кланы), нобили (князья, бароны и пр.), местная и/или религиозная община. Кроме того существовали частные армии (наёмники) и пиратские флотилии, способные обложить данью.
Средневековье ещё ждёт своей постмарксистской реабилитации, как эпоха невиданной свободы как минимум купеческой деятельности, когда купеческие гильдии основывали города (почти все европейские столицы помельче основаны купцами), прокладывали дороги и распоряжались армиями и вооружёнными флотилиями. Кстати, Непобедимую Армаду разгромил флот частных купеческих кораблей.
§ Как и почему возник Вестфальский мир?
Главной причиной этого стало появление огнестрельного оружия, пушек и бомб, взрывающих крепостные стены. Отпала надобность в рыцарской коннице и король смог подмять феодалов. Полисы вынуждены были искать защиту у армии короля, ибо стены уже не спасали. Тут следует напомнить, что в Средние века действовал принцип «вассал моего вассала - НЕ мой вассал» (да и в Римской империи этот принцип был), и вассалы баронов были вне власти короля. Когда же победу в войне могла обеспечить только серьёзная постоянная армия с артиллерией - король по-сути присвоил себе людей своих баронов, стал править через их голову. Постоянная армия с артиллерией требовала больших расходов, которые можно было собрать только с большой территории (это историческая социология, см. военно-налоговая теория государства Чарлза Тилли). Вот ровно так возникло национальное государство с его принципом «вассал моего вассала - МОЙ вассал». Ну и новые территориальные государства по примеру ганзейского союза купеческих городов создали свой союз, Вестфальскую систему (сам договор 1648 года подводил итог двухвековому периоду становления национальных государств и, кстати, был проклят папой римским на все времена). Вот в этом мире, где губернаторы - вассалы Путина, мэры городов - вассалы губернаторов, а мы, простые люди, вассалы всех их и Путина тоже, в этом мире мы и живём. Для Путина мы все - его вассалы и вассалы его вассалов.
§ Чем прославился Вестфальский мир?
Вестфальский мир прославился бесконечными войнами, включая иногда гражданские, концлагерями, бесчеловечными социальными экспериментами и немыслимым в прежние времена уровнем налогообложения и законодательного регулирования. Уже в процессе становления национальных государств короли жёстко подчиняли или уничтожали любые конкурирующие источники власти. Т.е. полисы, князья, бароны, гильдии и цеха, Ордена, религиозные общины и т.д. - должны были либо подчиниться либо исчезнуть. Далее, подчинение и управление миллионами людей требовало их некоторого однообразия. Т.е. инородцы и иноверцы были неуместны. Вот вам 30-летняя война, истребившая местами почти всё мужское население Европы (кое-где после этого даже разрешили многожёнство). Т.е. варфоломеевская ночь, истребление тамплиеров, этнические и религиозные чистки - это неизбежная норма национальных государств, об этом пишет социолог Майкл Манн.
Далее, любой передел мира на подконтрольные государствам куски будет кого-то не устраивать, поэтому будут постоянные войны между государствами. А если государство может без вмешательства извне что угодно делать на своей территории - то оно будет прессовать людей, грабить их и убивать. По подсчетам Рудольфа Руммела (Rudolph J. Rummel), автора книги "Убивающее Правительство" (Death by Government) в 20 веке власти государств мира убили в четыре раза больше людей (своих граждан), чем погибло за все войны этого столетия вместе взятые. К счастью, появление атомного оружия прекратило большие войны. А снижение рождаемости и потребность в квалифицированной рабочей силе для экономики сделало людей ценным ресурсом и НАС перестали массово истреблять, сочли что доить корову - лучше чем резать, барщину в основном заменили оброком.
§ Должны ли мы желать его сохранить?
И вот теперь, когда атомное оружие снизило число войн и уменьшило их масштабы, а низкая рождаемость и высокие налоги сделали индивидов ценными дойными коровами для государства, которых не стоит массово резать, должны ли мы сказать «и увидели мы что это хорошо» и не возжелать лучшего? Нет! Мы как были рабами государства - так и остались! Мы рабы государства в точно соответствии с определением рабства в Женевской конвенции о рабстве от 1926 года. И хотя весь политический дискурс Новейшего времени свёлся к обсуждению «Как нам обустроить рабство?», а профессора политической философии - первые апологеты рабства, доказывающие что рабство - это свобода, любой нормальный человек должен сказать нет этому варварскому скотству.
Кстати, всё-таки политическая философия Нового времени знает великого авторитета, придумавшего конструкцию государства без рабства, это Локк! Да, Локк, фундаментальное отличие учения которого от учения Гоббса принято не замечать, даже в кругу либералов. Он [Локк] писал об объединении людей в гражданское общество через общественный договор: «Это может сделать любое число людей, поскольку здесь нет ущерба для свободы остальных людей, которые, как и прежде, остаются в естественном состоянии свободы». Знаете чем обычный половой акт отличается от изнасилования? Согласием женщины. Так и у Локка: хочешь - входи в государство, не хочешь - не входи. Сейчас же у нас нет выбора. Если ты на территории государства - значит ты в его полной юрисдикции, без вариантов!
§ Так рухнет ли Вестфальский мир, раз он такой отвратительный?
Как и вообще Земля, Вестфальский мир держался на трёх китах.
Первый кит: сельское хозяйство, которое в момент возникновения Вестфальской системы составляло более 90% экономики, и для которого земля - главный фактор производства и потому контроль над территорией - есть контроль над экономикой и, следовательно, над рентой. Сейчас же сельское хозяйство - 10-15% ВВП и контроль над ним - скорее убытки от дотаций. Сейчас важны факторы «труд» и «капитал», а не «земля», а труд и капитал чрезвычайно мобильны и рабство им не по нутру, они ищут свободы и победит тот, кто им первый её предложит.
Второй кит: особым образом устроенная армия, очень дорогая и довольно массовая, с артиллерией, танками и самолётами. Она была нужна для защиты больших территорий от подобных же армий. С созданием атомного оружия такая армия утратила свою роль ПОЧТИ полностью, а с созданием высокоточного оружия - полностью.
Третий кит: централизованные, подконтрольные государству средства массовой индоктринации (СМИ). Поначалу это была Церковь (не зря Рим взял христианство на вооружение), потом это стали книги, школы, потом газеты, потом радио и телевидение. За появлением каждого нового инструмента следовал скачок этатизма. Теперь же появился интернет - децентрализованный и слабо подконтрольный государству.
Пока, к сожалению, ни один из этих факторов не отработал в полную силу. Вообще не требующего земли, скажем, синтетического производства пищи - пока не появилось. Атомное и высокоточное оружие - досталось старым, территориальным игрокам, а не новым, экстерриториальным. Интернет пока не заменил государственные школы и СМИ. Но всё это произойдёт в ближайшие 5-7 лет! Когда атомное оружие окажется у негосударственных структур (а этим технологим уже 70 лет), любые территориальные образования превратятся в большие неподвижные мишени. США пока держит режим нераспространения, но Штаты по всем признакам империя в фазе заката и когда там начнутся проблемы - режим нераспространения рухнет первым.
Дополнительным фактором разрушения Вестфальского мира служит так любимая многими либералами демократия. Как известно, демократия - это когда два волка и ягнёнок голосуют, что будет на ужин. Современные демократические партии, не надеясь на удачу, овладели технологиями подкупа и выращивания своего электората, а многие даже импортируют его. И партии со своим электоратом (ага, снова нобили с клиентеллами) выращивают свои идентичности, предполагающие противопоставление себя конкурентам, вплоть до ненависти к ним. Единый народ превращается в противостоящие враждующие группы. Где-то дойдёт и до гражданской войны.
Производным от демократии (импорт электората), но важным фактором следует считать национальные диаспоры. В наше время иммигранты уже не ассимилируются, а создают самоутверждающиеся этноцентрические группы. Если изначально национальные государства (см. выше) стремились к однородности, то стремительно растущая сейчас неоднородность уничтожит эти государства.
Последней каплей будет банкротство государства в его базовых (с точки зрения элетората) компетенциях: правоохрана и собес. Уже сейчас государство демонстрирует бессилие в вопросах правоохраны, если речь идёт о диаспорах (да хоть пакистанцы в британском Ротерхэме, изнасиловавшие полторы тысячи детей за 16 лет), снижение же рождаемости и рост продолжительности жизни приведут к банротству госсобеса.
В этой ситуации исламский (и прочий) терроризм можно считать второстепенным фактором.
§ Что придёт ему на смену?
Главным признаком нового мира будет преимущественно не территориальный, а персональный или религиозный характер юрисдикции у новых субъектов власти (которые не так уж новы). Никто не захочет быть большой неподвижной мишенью. Строго говоря, в отсутствии терр. юрисдикции нет ничего не только страшного, но и необычного. Две трети территории Земли (нейтральные воды мирового океана) и сейчас такой не имеют, тем ни менее ничего ужасного там не происходит. Вот и вся суша приобретёт статус нейтральных вод и будет регулироваться международным морским правом: древним и общепринятым.
Мы не можем заранее сказать каким образом рухнет Вестфальская система, возможны десятки сценариев, которые можно грубо поделить на две группы: постепенный мирный переход к чему-то новому или переход через катастрофу и хаос. Второй вариант кажется более вероятным. Однако оба варианта предполагают значительное ослабление США, являющихся главным хранителем современного мироустройства. Это может быть либо взрыв атомной бомбы в Нью-Йорке, либо гражданская война между сторонниками республиканцев и демократов, ну или обычное ослабление империи из-за социализма и порчи денег.
В случае некатастрофического, постепенного перехода многие старые «корпоративные» игроки сохранят своё важное положение. Тут интересно было бы изучить опыт Средневековья, где демократия в полисах быстро и повсеместно сменялась властью нобилей (об этом писал Макс Вебер в книге «Город»). Только нобилями в современных условиях будут не индивиды, а «корпорации» в широком понимании этого слова, от крупных политических партий и международных организаций, до ТНК и религиозных движений, включая армейские группировки и многие (но не все) национальные правительства. Большинство нобилей будут не глобальными, а региональными игроками. Лишь очень немногие нобили (вроде Ватикана) смогут держаться на авторитете, а не на ассоциации с силовыми структурами. Глобальные СИЛОВЫЕ игроки будут опираться на осколки военно-морских сил США и других стран. Хотя многие нобили будут старыми, но они признают новые правила игры (или умрут), включающие упразднение территориальной юрисдикции государств.
В катастрофических сценариях главным лозунгом станет «Спасайся кто может!», а политическая деятельность сведётся к поиску защиты, «крыши». На первый план выйдут вооружённые люди, вероятно сохранившие организацию части национальных вооружённых сил. Они пройдут естественный отбор, укрупнение, а необходимость в снабжении боеприпасами и запчастями заставит их входить в крупные сетевые структуры. Такие сети вынуждены будут договариваться с сетевыми же этническими и религиозными диаспорами. Наличие нескольких сетевых «крышующих» структур на одной территории приведёт их к конкуренции за «подкрышных». Это довольно быстро превратит крышевание в обычный бизнес.
В некатастрофическом варианте конкуренция и коммерциализация крыш тоже неизбежна, но они внешне будут выглядеть менее силовыми и там будет больше политики. В обоих сценариях неизбежно возникнет некоторая иерархия крыш и крыши верхнего уровня, крышуя крыши помельче не будут считать их подкрышных своими.
P.S. Текст написан к дебатам «Исчезнут ли национальные государства?» (А. Магун vs С. Бойко) 19-го декабря в Питере
http://ouniversity.ru/ Перед написанием обсуждалось с С. Бойко