Одно из самых известных туристических мест Карелии, мраморный карьер Рускеала. Ежедневно там бывают тысячи туристов. Но мало кто знает, что прямо рядом с ним есть целый заброшенный завод.
![](https://farm2.staticflickr.com/1932/31865486258_23c6e97408_k.jpg)
Этой точке нет в путеводители, и она не нанесена на карту парка, сюда не ведут туристические тропы. Хотя это место могло бы претендовать на историческую ценность. История самого карьера началась в 1765 года, во времена правления Екатерины II.
![](https://farm2.staticflickr.com/1975/45011938104_7fee89443d_k.jpg)
Мрамор из этого карьера использовался на строительстве множества значимых объектов Санкт-Петербурга. В 1880 году эксплуатацией карьера занялись финны, они же впоследствии построили мраморно-известковый завод.
![](https://farm5.staticflickr.com/4847/44822887145_ca7df95dfc_k.jpg)
По непроверенным данным, завод был построен в 1896 году, и назывался «Лоухос» Построили 3 печи для обжига, и наладили производство извести.
![](https://farm2.staticflickr.com/1963/43919292530_9de5e0a425_k.jpg)
То, что изначально я принял за дымовые трубы, на самом деле полноценные печи для обжига. Так называемые шахтные печи. Загрузка сырья в них производился в отверстие чуть выше середины, подвозили его вагонетками.
![](https://farm5.staticflickr.com/4867/31865515288_aeabebcaf9_k.jpg)
По мере обжигания, известь снизу выгружали, сырье опускалось из зоны подогрева в зону обжига, сверху засыпали новую порцию. И так безостановочно.
![](https://farm2.staticflickr.com/1916/45011972304_50b920f0a8_k.jpg)
Получается этим печам больше 100лет. Завод окончательно закрылся в 1990году, до этого печи усердно использовались. Производством извести занимались почти безостановочно, за исключением разве что военного времени.
![](https://farm5.staticflickr.com/4882/45011963454_2542618af1_k.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4910/45686604542_abbaa039e0_k.jpg)
Заглядывая внутрь печи, вряд ли догадаешься о ее назначении. Мое первоначальное мнение, что это дымовые трубы. Вот только зачем их так много и рядом.
![](https://farm2.staticflickr.com/1909/45686577052_206d7282a6_k.jpg)
Всего на территории насчитывается 6 пузатых печей. Одна строилась по всей видимости уже не финнами, и имеет другой вид, более строгий.
![](https://farm2.staticflickr.com/1957/44822944395_5f7276fb2e_k.jpg)
Конечно за время эксплуатации советским союзом, появилось множество других построек. Производство перестало ограничиваться только лишь известью.
![](https://farm5.staticflickr.com/4900/44822937545_ae05fc19d5_k.jpg)
На территории можно найти разные технические сооружения, не связанные с обработкой мрамора. В разных сторонах слышен какой-то технический гул, где-то работают. Возможно некоторые здания используются, а возможно просто разбирают. Здание котельной, тут точно труба, настоящая, дымоходная.
![](https://farm2.staticflickr.com/1971/44822918395_c59c6bc256_k.jpg)
Забравшись наверх, можно осмотреть всё вокруг, большинство зданий в крайне плачевном состоянии. Если они даже снаружи выглядят плохо, то внутри наверняка еще хуже. Поэтому было решено ограничится осмотром исторической частью завода.
![](https://farm2.staticflickr.com/1946/30796704327_bb62395f0b_k.jpg)
Взглянем сверху на старую часть завода, открывается не плохой вид на шахтные печи. Сразу в глаза бросается одна из печей, которая имеет не круглую форму. К ней идет широка бетонная эстакада, что намекает на времена советского союза. Большая ширина подъездной эстакады обусловлена применением автомобильного транспорта для загрузки сырья.
![](https://farm5.staticflickr.com/4847/45012009464_5bd1b520d2_k.jpg)
Вот так и получается, что мы забываем нашу историю, и довольно интересный объект, который несет в себе историческую ценность, и вполне бы мог быть памятником архитектуры, стоит заброшенным. Толпы туристов ходят вокруг мраморного карьера, плавают на лодочках, любуются видами, я рядом находится целый заброшенный завод.
![](https://farm5.staticflickr.com/4843/43919296220_9c3ed8cf58_k.jpg)