При посещении Белоруссии одним из обязательных мест посещения была Брестская крепость. Это место, несущее в себе историю и память многих поколений. Место мужества и отваги. Так что сегодня я предлагаю вам прогуляться по брестской крепости.
К сожалению фильм Брестская крепость(2010) я посмотрел только недавно, что считаю упущением, так как его надо было смотреть непосредственно перед посещением. Сейчас на территории крепости, по большей части в цитадели, сделан мемориальный комплекс, в память о павших. Сейчас главным входом на территорию крепости служит массивная бетонная конструкция через которую сделана "арка" в форме звезды.
Проходя через главный вход, вы проходите через V бастион Кобринского укрепления. Его можно увидеть справа и слева от "арки", это огромный вал с казематами внутри.
Находясь на главной аллеи мемориального комплекса «Брестская крепость-Герой», сложно представить что в этом месте проводились ожесточенный сражения, а крепость участвовала в двух ожесточенных войнах.
Вид на арку с другой стороны, она как будто соединяет валы бастиона.
Мы шли по главной аллее к монументу, стеле и вечному огню, но я все смотрел по сторонам и пытался понять куда тут можно залезть. Кругом были старые сооружения, которые мне не терпелось осмотреть, такие, например, как этот пороховой погреб. К сожалению, все оказывалось закрытым поэтому мы продолжали идти прямо.
При входе на площадь церемониалов установлена скульптурная композиция "Жажда", символизирующая солдата тянущегося к каске с водой. Во время осады крепости были большие проблемы с водой.
Рядом находятся руины церкви Святых апостолов Петра и Павла и монастырь базилианцев. После строительства крепости здание служило офицерским клубом и носило название «Белый дворец». В 1918г в этом здании подписывали брестский мирный договор.
В центре мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» расположен главный монумент, построен в 1971 г.
Это - скульптурное изображение воина и знамени, состоящее из 200 частей, возводилась в виде бетонной оболочки, которая крепилась к металлическому каркасу с сеткой внутренних колонн. Тонкая оболочка скульптуры отливалась из бетона горизонтальными рядами по мере установки опалубки из гипсовых форм с креплением её к наружным лесам. Высшая точка 32 м.
Рядом с ним стометровый обелиск в форме четырехгранного штыка русской винтовки системы Мосина ("трёхлинейки"), символизирующий победу над врагом, вечную славу героическим защитникам крепости. Это сложное инженерное сооружение высотой 104,5 м, весом 620 т. Облицован титановыми листами. Внутри имеет стальной каркас. Система вантов удерживает обелиск в вертикальном положении.
Перед всей этой композицией горит вечный огонь.
А мы тем временем обходим монумент и идем дальше. Здесь расположился Свято-Николаевский Гарнизонный собор. Построен в 1840-е гг. как православный храм. В 1923-1939 гг. использовался как костел, в связи с чем был перестроен. В 1939-1941 гг. в нем располагался красноармейский клуб. В июне 1941 г. за храм шли ожесточенные бои, он несколько раз переходил из рук в руки. В 1998 г. началось восстановление храма.
В дальней части цитадели находятся руины казармы 333-го стрелкового полка. Видно, что подвалы этой казармы очень старые, к тому же раньше тут располагался арсенал. Но опять же все возможные входы были закрыты, но хотя бы уже получалось заглянуть.
Подход к арсеналу осуществлялся через Тереспольские ворота - одни из четырёх ворот, ведущих в Брестскую крепость. Построены в классическом стиле в XIX веке. До Великой Отечественной войны ворота имели три этажа и небольшие башни наверху. Внутри были два огромных бака для воды, через которые поставляли воду в цитадель (через крепость протекал Буг). 22 июня 1941 года вермахт атаковал крепость. Во время битвы ворота были сильно повреждены, а верхняя часть полностью уничтожена. Место гибели лейтенанта Алексея Наганова.
Через ворота можно пройти и попасть наружу, но внутрь укрепления опять же не зайти.
Те же ворота внешний вид.
На всем протяжение кольцевой казармы можно видеть следы от пуль в стенах. Особо большое скопление возле окон. Пройдя по внешнему периметру цитадели, мы подходим к следующим воротам. Они были созданы в классическом стиле в начале XIX века. Обращена на южный приток реки Мухавец. Ворота были украшены башенками и воротами, которые сохранились до наших дней, но были сильно повреждены при обороне Брестской крепости в начале Великой Отечественной войны (июнь 1941 года). Все красные кирпичи Холмских ворот испещрены пулями и снарядами и покрыты гарью. Сегодня эти ворота - символ Брестской крепости. Самые известные ворота крепости.
Место расстрела руководителя обороны Ефима Фомина.
Гуляя по территории, я тут и там, видел прожекторы подсветки. Они были установлены в некоторых руинах, возле рва, просто по территории. Поэтому я решил, что обязательно вернусь сюда с наступлением темноты и пофотографирую. Каково же было мое удивление, когда ночью тут оказалась кромешная тьма. Про подсветку я молчу, не горело ни одного фонаря или столба освещения. Единственным источником света на всю площадь был огонь, даже на стеле сверху не горело огонечка.
На этом туристическая часть заканчивается, вроде есть еще музеи, но сегодня они мне были не интересны. Мы отправились вглубь Кобринского укрепления, а именно к восточному редуту (форт).
Восточный форт - отдельно стоящее укрепление на Кобринском укреплении Брестской крепости, построенное по проекту Э.И.Тотлебена в 1864-1868 гг. с использованием передовых технологий XIX -го века. Здесь в 1941 г. располагался 393-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион.
Тут тоже оказалось все закрыто, а казематы внутреннего двора используются чуть ли не под автосервис, или просто гаражи.
Меня уже начала охватывать печаль, перспективы побродить по казематам таяли как мороженое на солнце. Но случилось чудо, переходя к западному форту, мы увидели казематы внешнего укрепления, и они оказались открытыми. Мы поспешили скрыться в спасительной тени которая скрывала много интересного.
Чуть подробнее о туристической части крепости, о форте, и казематах можете посмотреть в видео, там много интересного.
Click to view
Мы же с вами окунемся немного в военное время и зайдем в «Гавриловский» капонир. Место пленения 23 июля 1941 г. руководителя обороны Восточного форта майора Петра Гаврилова.
«...Целый час он ходил по пустому помещению, ощупывая ослизлые стены, пока наконец догадался, где находится. Здесь перед войной были конюшни его полковых артиллеристов. Теперь он понял, что попал на северо-западный участок крепости, и это обрадовало его - отсюда было ближе добираться до Беловежской Пущи. Он выбрался наружу и осторожно переполз через вал на берег обводного канала. На востоке уже светлело небо, занималась заря. Прежде всего он лёг на живот и долго пил стоячую воду из канала. Потом вошёл в канал и двинулся на тот берег. И вдруг оттуда, из темноты, донеслась немецкая речь. Гаврилов застыл на месте, всматриваясь вперёд.
Постепенно он стал различать тёмные очертания палаток на том берегу. Потом там вспыхнула спичка, и малиновым огоньком затлела папироса. Прямо против него вдоль канала раскинулся лагерь какой-то немецкой части. Он бесшумно вылез назад, на свой берег, и отполз к валу. Здесь была маленькая дверь, и, войдя в неё, он попал в узкий угловой каземат с двумя бойницами, глядящими в разные стороны. Коридор тянулся из каземата вглубь вала. Он пошёл по этому коридору и снова оказался в помещении той же конюшни. Заметно светало. Надо было найти надёжное убежище на день, и Гаврилов, подумав, решил, что лучше всего укрыться в маленьком угловом каземате. Стены его были толстыми, а две бойницы, выходящие в разные стороны, могли пригодиться, если бы гитлеровцы обнаружили его, - из них он мог отстреливаться, держа в поле своего зрения большой участок канала.
Он снова обследовал этот каземат, и только одно обстоятельство смутило его - там негде было спрятаться, и стоило немцам заглянуть в дверь, его немедленно обнаружили бы. И тогда он вспомнил, что у самой двери каземата, на берегу канала, свалены кучи навоза - его выносили сюда, когда чистили конюшни. Он торопливо принялся таскать этот навоз охапками и сваливать его в углу каземата. Прежде чем рассвело, его убежище было готово. Он зарылся в эту груду навоза и завалил себя снаружи, проделав небольшую щель для наблюдения и положив под рукой оставшиеся пять гранат и два пистолета, каждый с полной обоймой.
Весь следующий день он пролежал тут. Ночью он снова вышел на берег канала и напился. На том берегу по-прежнему темнели немецкие палатки и слышались голоса солдат. Но он решил ждать, пока они не уйдут, тем более что стрельба в крепости, как ему казалось, мало-помалу затихала; судя по всему, противник подавлял один за другим последние очаги сопротивления. Три дня Гаврилов провёл без пищи.
Потом голод стал таким острым, что терпеть дольше было невозможно. И он подумал, что где-нибудь рядом с конюшней должен быть цейхгауз, где хранится фураж, - там могли остаться ячмень или овёс. Он долго шарил по конюшне, пока руки его не нащупали сваленные в одном из углов каземата какие-то твёрдые комки. Это был комбикорм для коней - смесь каких-то зёрен, мякины, соломы… Во всяком случае, это утоляло голод и даже казалось вкусным. Теперь он был обеспечен пищей и готов ждать сколько понадобится, пока не сможет бежать в Беловежскую Пущу.Дней пять всё шло хорошо - он ел комбикорм, а ночью пил воду из канала. Но на шестой день началась острая резь в желудке, которая с каждым часом усиливалась, причиняя невыносимые страдания. Весь этот день и всю ночь он, кусая губы, удерживался от стонов, чтобы не выдать себя, а потом наступило странное полузабытьё, и он потерял счёт времени. Когда он приходил в себя, то чувствовал страшную слабость - он с трудом шевелил руками, но прежде всего машинально нащупывал рядом с собой пистолеты и гранаты. Видимо, его выдали стоны.
Он внезапно очнулся оттого, что совсем рядом с ним раздались голоса. Через свою смотровую щель он увидел двух автоматчиков, стоявших здесь, внутри каземата, около груды навоза, под которой лежал он. И, странное дело, как только Гаврилов увидел врагов, силы снова вернулись к нему, и он забыл о своей болезни. Он нащупал немецкий пистолет и перевёл предохранитель. Немцы, казалось, услышали его движение и принялись ногами разбрасывать навоз. Тогда он приподнял пистолет и с трудом нажал на спуск. Пистолет был автоматическим - раздалась громкая очередь, - он невольно выпустил всю обойму. Послышался пронзительный крик, и, стуча сапогами, немцы побежали к выходу. Собрав все силы, он встал и раскидал в стороны прикрывавший его навоз. Гаврилов понял, что сейчас он примет свой последний бой с врагами, и приготовился встретить смерть, как положено солдату и коммунисту, - встретить её в борьбе.
Он положил рядом свои пять гранат и взял в руку пистолет - свой командирский ТТ. Немцы не заставили себя долго ждать. Прошло не более пяти минут, и по амбразурам каземата ударили немецкие пулемёты. Но обстрел снаружи не мог поразить его - бойницы были направлены так, что приходилось опасаться только рикошетной пули. Потом донеслись крики: «Рус, сдавайся!» Он догадался, что солдаты в это время приближаются к каземату, осторожно пробираясь вдоль подножия вала. Гаврилов выждал, когда крики раздались совсем рядом, и одну за другой бросил две гранаты - в правую и левую амбразуры. Враги кинулись назад, и он слышал чьи-то протяжные стоны - гранаты явно не пропали даром. Через полчаса атака повторилась, и снова он, расчётливо выждав, бросил ещё две гранаты.
И опять гитлеровцы отступили, но зато у него осталась только одна, последняя граната и пистолет. Противник изменил тактику. Гаврилов ждал нападения со стороны амбразур, но автоматная очередь прогремела за его спиной - один из автоматчиков показался в дверях. Тогда он метнул туда последнюю гранату. Солдат вскрикнул и упал. Другой солдат просунул автомат в амбразуру, и майор, подняв пистолет, дважды выстрелил в него. Дуло автомата исчезло. В этот момент что-то влетело в другую бойницу и ударилось об пол - блеснуло пламя взрыва, и Гаврилов потерял сознание. »
С.Смирнов «Брестская крепость»
Подобную историю мы читали, когда пришли в этот капонир ночью. Только в той трактовке было больше цифр погибших. Наверное, это был единственный раз, когда мне стало действительно не по себе и жутко.
Хотя я и не верю во всю эту паранормальщину, но все же приходилось оглядываться. Все время казалось, что сзади кто-то есть. К тому же, после подсветки кадра, приходилось к фотоаппарату возвращаться в полной темноте.
Очень необычное и атмосферное место. Оно красиво и как заброс, а также богато своей историей. Красивое архитектурное строение, а также историческая память.
Было решено все же не задерживаться тут долго, так что сделав еще один кадр мы отправляемся на выход.
Я надеюсь вам понравилось, если будете в Бресте, обязательно посетите крепость.
До новых встреч.