Доула при аборте.

Aug 30, 2015 18:52

Доула при аборте.
Да, я знаю, что тема эта шокирующая и вообще. Но как бы странно это ни звучало, я с определенного момента стала хорошо понимать женщин, идущих на аборт и не блокирующих при этом чувства. Особенно мне помогли продвинуться в понимании религия, вера, этнографические знания о традициях разных культур и системные расстановки.
Я бы выделила несколько типов женщин, идущих на аборт:[Spoiler (click to open)]
1. Те, кто считают это приемлемым, этаким способом предохранения, для кого понятия "ребенок" и "душа" на этом сроке не существует. Интеллектуально у них всё разложено по полочкам, чувства заблокированы, никакой сентиментальности и грусти, не говоря о сомнениях и горевании - просто рутинная процедура.
Такие женщины не просят поддержки, быстро забывают произошедшее, не видят изменение системы рода и собственной жизни в результате сделанного.
И этот вариант, когда женщина максимально "легко" проживает аборт, приводит к максимально "тяжёлым" последствиям для нее самой в будущем или для ее потомков. Происходит так называемое "исключение опыта, чувств", но мы же помним закон сохранения энергии? Ничего не может исчезнуть. Также и эти чувства, этот опыт остается в "поле" её семьи и влияет на её членов, нынешних и будущих.
Такие женщины иногда делают по много абортов и не помнят точного количества.
Есть такое правило в трансгенерационной психологии, услышанное мною от французской акушерки и остеопата. Звучит так: чем ближе по роду мы подходим к исключенному опыту, тем меньше трудностей. Чем дальше - тем больше симптомов и боли. Поясню: внучка не может иметь детей и страдает, идем глубже - мать родила только эту дочку, а хотела еще детей, но не вышло, идем еще глубже - бабушка родила нескольких и несколько абортов сделала, жила и не парилась. Чем ближе мы подходим к исключенному опыту, тем легче жизнь женщины (бабушка). Чем дальше - тем болезненнее (внучка).
Что делать?
Информировать, помогать "распаковать" чувства и прожить их. Признать их реальность. Но это по запросу возможно. А его как правило нет(
2. Следующий тип - смешанный. Это женщины, которые приемлют идею аборта, но при этом испытывают чувства. Они могут сомневаться, выбирать, печалиться, волноваться, гневаться, но аргументировать, по каким причинам они идут на аборт, и причины могут быть весьма логичными. При этом они испытывают страх, сожаление, проживают потерю, пусть и в не очень выраженной форме, горюют.
Такое проживание аборта - более мягко сказывается на дальнейшей истории рода. Такие женщины могут сделать один аборт и после этого осознать, что больше на это пойти не смогут. А могут сделать несколько. Несмотря на собственные чувства, несмотря на сожаление и нежелание, они продолжают руководствуются стереотипами ("все так делают") или являются зависимыми от других людей, например от мужа, не желающего предохраняться. Среди таких женщин много жертв. Если смотреть по треугольнику Карпмана, то спасатель в этом случае будет спасать женщину от аборта, а преследователь (например, муж или родители) - заставлять пойти на него. Доула в данном случае выходит за рамки треугольника жертвы и выстраивает треугольник победителя. В нем жертва превращается в уязвимую, спасатель - в поддерживающего, а преследователь - в уверенного. То есть поддерживая и сопровождая таких женщин во время аборта (когда все беседы о других возможных выборах и всех последствиях были проведены, но женщина твердо выбрала аборт) доула имеет шанс помочь ей понести полную ответственность, прожить свои чувства, не исключать опыт и получить ориентир выхода из состояния жертвы.
Да, доуле не удалось спасти ребенка. Да, пришлось присутствовать на убийстве. Для кого-то это неприемлемо никак. Мне кажется, во многом это из-за слова "поддержка". Но поддержка тут означает - не поддержка и согласие с ее решением, а поддержка ее в столкновении с реальностью происходящего, в свидетельствовании именно убийства, а не "просто чистки". Ну и после - поддержка в проживании потери, столкновении с болью, с перерождением (ведь аборт - это тоже рождение/смерть).
Но не всем таким женщинам нужна поддержка, не все за ней обратятся. Некоторые предпочтут пройти через это с порцией "эмоциональной анестезии". В данном случае можно предложить сопровождать такую женщину уже после свершившегося.
Что делать?
Информировать, помогать осознавать чувства, при необходимости работать с темой "жертвы" и созависимости, при необходимости общаться с мужем, ибо женщина не одна участвует в процессе зачатия. В случае принятия решения об аборте можно предложить женщине сопровождение, а потом поддержать в проживании и горевании.
3. Это самая малочисленная категория. Это женщины, глубоко чувствующие, иногда они уже матери, для них не приемлема вовсе или приемлема частично сама идея аборта. Они ценят и уважают право ребенка на жизнь, с момента зачатия считают его полноценным человеком, со своими чувствами и ощущениями. Тем не менее, и такие женщины встают иногда перед необходимостью сделать этот выбор: иногда это нужно по медицинским показаниям, иногда - потому что взвесив все за и против, глубоко горюя уже заранее, женщина тем не менее видит для себя выход - только в совершении аборта; иногда она тоже подвергается давлению со стороны близких. Такие женщины буду проживать это или очень даже непросто, как настоящее и полноценное горе или травму, или будут находить для себя утешение в разделении ответственности с мужем, врачами, самим ребенком, Богом, вселенной и тд Такие женщины скорее всего (говоря о всех трёх категориях) обратятся к доуле и для них будет очень важно получить поддержку и свидетельствование этого опыта. Эти женщины обычно не забывают ребенка, часто дают ему имя и могут о нем говорить, что является очень исцеляющим этот опыт для всего рода.
Что делать для этих женщин?
Они обычно информированны и решения их выстраданные и не подвергающиеся сомнениям. Либо у них травма. Таких женщин нужно поддерживать в том, чтобы они не ушли в тотальное самобичевание, обвинение себя. Решение их не поменяется, а вот невроз "погрязшести во грехе" может запросто возникнуть. Даже если это аборт по медпоказаниям - женщина может жить дальше и не мочь себя простить. Важно рассказать про стадии проживания горя, про то, что настоящее осмысление случившегося обычно не может произойти, пока не были осознанны и выражены (так или иначе) все чувства.
Еще мне кажется важным разобраться с понятиями "аборт - вечный грех", "прощения и искупления нет", "нужно теперь всю жизнь отмаливать и каяться". В перечисленных фразах заложено много неподъёмного груза, отчаяния, тоски, запрета на радость и счастье.
Я извиняюсь, конечно, за свою самонадеянность, но скажу, что всё бывает не так. Подобные обороты направлены скорее на первую категорию женщин, до которых хоть как-то пытаются достучаться, чтобы они начали хоть что-то чувствовать, разморозились. Для женщин же чувствительных или смешанных эти фразы необходимо воспринимать иначе, мягче. Однажды я была на родах у одной женщины. Это были вторые роды и первые домашние. Когда малыш родился, мама ТАК с ним разговаривала, что даже у нас с акушеркой слезы выступили. Она говорила о том, как любит его, как она его ждала, как рада встрече. И это было настолько пронзительно, просто необыкновенно! Спустя какое-то время мы с ней и новорожденным остались одни в комнате. И тогда эта женщина вдруг рассказала мне, что ее первая беременность завершилась абортом. Она не хотела, но ее заставила мама. И она сказала, что сейчас, глядя на новорожденного сына, она думает о своей бесконечной вине перед первым малышом. Она со слезами говорила, что никогда не будет прощена, никогда не сможет радоваться и быть счастливой - полноценно. И тогда я сказала ей, что ее потеря, ее поступок уже прожит ею эмоционально, что она может уже осознать и присвоить себе свои уроки и свои приобретения (да.да, в каждой потере есть и приобретение, только ему обычно нужно время, чтобы созреть), что ей можно открыться для радости. Ведь для такой, как она, главный урок не в том, чтобы обвинять себя всю оставшуюся жизнь, а в том, чтобы простить себя, научиться не исключая, не забывая, не отрицая произошедшего тем не менее жить и дышать полной грудью, любить, радоваться, смеяться, это и есть личное искупление в её истории.
А, и последнее. Ко мне пока не обращались женщины с запросом "доула в аборте". Опыта нет. Но я всегда буду очень радоваться, если женщина примет решение оставить ребенка. А уж если она твердо решила аборт делать, то мне кажется присутствие доулы может помочь ей принять ответственность и
чувства.

доульство, острая тема

Previous post Next post
Up