Для начала вопрос: когда женщина становится женщиной? При рождении? Нет. Рождается она девочкой. Потом становится девушкой, а уже потом женщиной. Есть некоторые характеристики, по которым мы можем женщину определить. Это то, что женщина ведёт половую жизнь (именно тогда девушка становится женщиной), выходит замуж, рожает детей. Ну да, вроде бы у меня все эти пункты присутствовали с 19 лет. Но почему-то женщиной я себя при этом не чувствовала. Девочкой - да, девушкой - да. Но не женщиной. В нашей культуре это считается большим плюсом, этакий культ вечной юности (которая, правда, оборачивается инфантильностью), про который прекрасно в своё время написала Аня Вокина в посте про куклу Девка-Баба.
Получается, что физиологически, социально я - женщина, а психологически, душевно - застряла на уровне девочки-девушки. Встают 2 вопроса: почему так случилось и как же мне стать женщиной?
Тут сделаем небольшой экскурс в психологию развития.
Существует масса возрастных периодизаций. Например, самая известная - Эриксона. Он выделил кризисы развития, которые проходит ребенок, а потом взрослый человек на протяжении всей своей жизни. Думаю, каждая мама слышала про «кризис 3х лет», а уж «подростковый кризис» - уже прочно заезженное словосочетание.
Или есть наша отечественная периодизация Эльконина-Давыдова. Она построена на смене ведущей деятельности в процессе взросления ребенка. Для новорожденного ведущей деятельностью является общение, после года - предметные манипуляции (действия с предметами: разбирать пирамидку, строить башню из кубиков, откручивать крышечки и т.д.), после 3х лет - игра, потом учёба (учебная деятельность должна стать ведущей только в 7 лет, с поступлением в школу), а в подростковом возрасте - опять общение, только уже не с мамой и папой, а со сверстниками.
Есть и другие периодизации, но я сейчас не буду их упоминать. Мне важно другое. Важно понять ту основу, структуру, на которую периодизации нанизываются. А для этого нужно обратиться к традиционным обществам. Именно там можно увидеть и понять это лучше всего.
Дальше цитирую Ефимкину.
«… человек - существо многоуровневое: не только природное, естественное, но и искусственное, культурное, «сделанное» обществом. Если биологическая зрелость в большинстве случаев наступает благодаря участию природы, то социально-психологическая (я бы назвала её душевной) зрелость не приходит сама, для этого общество заготавливает для человека определённые схемы. В традиционных обществах это были обряды инициаций. Наши современники остаются один на один с грандиозными разрушительными и созидательными процессами, которые неминуемо переживаются ими во время переходов. В психологии эти переходы получили название нормативных кризисов развития. Пройдёт или не пройдёт человек кризисный период - обществу неважно, оно всё равно предъявит к нему требования как к человеку зрелому. Отсюда противоречие: внешне человек выглядит как взрослый, стараясь соответствовать социальным ожиданиям, а внутренне он испытывает неуверенность, зависимость от авторитетов, тревожность, страх, отсутствие поддержки и собственную ненужность - то есть подобен маленькому ребёнку, зависимому от взрослого».
Вот и ответ на мои 2 вопроса. Он заключается в том, что потеряны те схемы переходов из одного состояния (что такое состояние, я писала в предыдущем посте не случайно) в другое. В душе женщины остаются невыросшие, несозревшие аспекты, и нужно создать условия - инициировать их дозревание, накопление и переход в новое состояние.
Кстати, я во многих источниках встречала мысль о том, что в наше время функции осуществления переходов, которые раньше принадлежали священникам, магам, знахарям, бабкам-ведуньям, шаманам и т.д. теперь взяли на себя психотерапевты. А в советское время, например, этим занимались работники идеологической сферы. Можно вспомнить все торжественные выписки из роддома, посвящения в октябрята, в пионеры, звание лучшего работника месяца и т.д. Сегодня же реальность такова, что почти все ритуалы утеряны: как древние, традиционные, так и советские идеологические. Именно поэтому, кстати, государство сделало крутой поворот в сторону религии. Потому что это возможность человеку, ощущающему внутреннюю пустоту, неудовлетворённость и тоску, получить помощь в развитии и созревании собственной души. Множество людей воцерковляются, изучают аюрведу, занимаются духовными практиками или ходят к психотерапевту именно для этого. И именно поэтому не может тут быть мнения, что что-то правильное, а что-то нет. Что вот верить в Бога глупо, а вот 2 года психотерапии мне помогут. Или что воцерковление - это сила, а веджена - эзотерика. Просто каждая из нас выбирает для себя то, что ближе всего её душе.
А мой выбор - это вИдение. Такое, с приходом которого границы смываются и остаются чистые и ясные образы, законы, на которых держится мир. И мой путь (так уж получилось) включает в себя и психологию, и мою веру в Христа, и Веджену, которую называют "эзотерикой" и "язычеством". Поначалу я сама металась от одного к другому, мне казалось, что я должна что-то выбрать. А потом я вдруг поняла, что всё это сплелось в какой-то узор у меня внутри и заняло свои места. И это прекрасное ощущение :)