театр малахит. часть 1

Dec 01, 2011 21:42

когда в мае мы переехали в ковчег, я узнала, что помимо всяческих других проектов в поселении имеется театральная студия. тут у меня включился образ: что может представлять из себя театральная студия в поселении? ну собрались люди и репетируют какой-нибудь спектакль, потом показывают его. как-то так. поэтому ни самой студией, ни спектаклем я особо не заинтересовалась, мне в тот момент не хотелось участвовать в любительской постановке. хотя о спектакле тогда говорили много. в общем доме ковчега его играли 9 раз.
первая ласточка (и единственная, собственно) прозвучала, когда спустя 2,5 месяца после премьеры я по наводке своего мужа прочитала письмо своей соседки наташи на общую рассылку ковчега, в котором она делилась своими впечатлениями о спектакле.
я тут процитирую это письмо полностью (с разрешения наташи), потому что оно само по себе интересно :)

Дорогие соседи! Давно хотела написать о своих впечатлениях от очередного представления, показанного нам театральной студией во главе с Олегом Малаховым, да закрутилась тут с ребёнком и больной мамой. Думала, что Дима В., как обычно, в своих многочисленных письмах-отчётах упомянет и это запоминающееся событие, но ничего на эту тему не нашла (может, невнимательно читала?). Поэтому решила, всё-таки, найти время и поделиться своими мыслями и впечатлениями, тем более, что не сделать этого не могу - ковчеговские клоуны напрочь засели в моей голове и не дают покоя уже вторую неделю. Сразу оговорюсь, что я не театрал, поэтому мнение моё субъективно. Клоунов я не любила с детства, они вызывали во мне, в лучшем случае, жалость. Не понимала, почему другим зрителям было смешно, когда клоун падал с батута, кривлялся, получал коленом под зад или сковородой по голове. Что в этом смешного? Ну а номера из серии «тортом в физиономию» вообще считала глупыми. Короче, серьёзной я была девицей, понимала только тонкий юмор, а клоунов с их гротеском недолюбливала. Сейчас я, конечно, не такая максималистка, однако клоунов по-прежнему не люблю. Зато очень люблю наших ковчеговцев, поэтому на представление пошла с радостью! А теперь самое трудное: описать, что я там увидела, что почувствовала, что поняла. Итак, представление началось: непривычно громкая музыка, игра света, а вот и яркие клоуны со своими ( уже знакомыми нам) чемоданами (я даже знаю, что в этих чемоданах лежит); первые попытки создать радостное настроение, чемоданы клоунов пролетают прямо перед нашими носами, поднадоевший фокус с пальцем…Первое впечатление - не очень… И тут появляется Нина! Вернее, я в начале даже не поняла, что это Нина, не узнала её. Появляется милая девушка, кокетливо садится на свой чемодан, и я вдруг понимаю, что во мне что-то переклинило: я не замечаю её гротескного грима и костюма, я вижу перед собой настоящую (!) девушку, которая не кривляется, не делает жалких попыток меня рассмешить, она такая - какая есть - нежная, милая, слегка жеманная. У неё своя жизнь, она даже не догадывается о моём существовании, поэтому не пытается мне угодить. А на сцене тем временем разворачиваются интересные события, клоуны увлечены задумкой построить Дом Творчества ( Олег, я правильно поняла?). Вот теперь мне становится интересно, я постепенно втягиваюсь в жизнь клоунов, переживаю вместе с ними, радуюсь их открытиям, я благодарна, что клоуны позволили мне заглянуть в их мир, они больше не вторгаются в моё пространство, а приглашают меня к себе. И я с радостью принимаю приглашение! Моё отношение к клоунам постепенно меняется, я начинаю понимать, насколько они все индивидуальны и по-своему интересны. (На фоне этого нового отношения к клоунам вполне уместным становится их непосредственный контакт со зрителями. Вот теперь мне хочется, чтобы они обратили на меня внимание, пообщались со мной!). Возникает ощущение, что я не успеваю проследить сразу за всеми, что я могу упустить что-то важное. Хочется нажать кнопку «стоп», остановить действо, а потом последовательно подключать героев, чтобы внимательно рассмотреть их партии. Но, как поётся в песне: «show must go on » («шоу должно продолжаться»)! Ещё какое-то время пытаюсь одним глазом наблюдать за основным действием, а другим улавливать, что делают в это время остальные персонажи ( это умение свойственно многим учителям :-), но вскоре оставляю эти свои попытки, расслабляюсь и плыву по течению, получая эстетическое удовольствие от действия на сцене. В древнеиндийском трактате о театральном искусстве «Натьяшастре» подобное «растворение» зрителей называется «раса». «Раса» в переводе означает «вкус». То есть зритель входит во вкус и даже после спектакля ещё долго остаётся под впечатлением от увиденного. Эти впечатления трудно передать словами, это что-то из разряда тонких ощущений, душевных переживаний. Осознание увиденного приходит уже потом, может поэтому сразу после спектакля не хочется ничего о нём говорить, ведь глубинная суть его пока до конца не ясна. Она витает где-то рядом, как музыка, которая ещё продолжает звучать, хотя все инструменты уже смолкли. Лишь через некоторое время мозги снова «включаются», память начинает подкидывать различные эпизоды увиденного, и ты постепенно осознаёшь происходившее на сцене действо. Вот теперь возникает желание поговорить, поделиться своими впечатлениями, выслушать мнения других. А теперь хочу обратиться ко всем артистам, занятым в этом спектакле, и к Олегу, как к режиссёру-постановщику: Ребята! Вы настоящие профессионалы! В той же самой «Натьяшастре» говориться, что для того, чтобы возникла «раса», актёры должны обладать не только талантом, но и владеть многочисленными приёмами актёрского мастерства, чувствовать настроение зрителя, уметь передавать зрителю необходимую информацию посредством мимики и жестов, т.е. быть настоящими профессионалами своего дела! У вас это получилось, за что всем огромное спасибо! Ваши клоуны не вызывают жалости; когда им плохо, нам плохо вместе с ними! Зато когда они веселятся, нам тоже очень радостно! Большое спасибо, что ваши клоуны не кривлялись, чтобы нас рассмешить. Они просто были как дети. Вдумайтесь, когда ребёнок впервые встаёт на ножки и пробует сделать шаг, оступается, плюхается на попку, снова встаёт и снова плюхается, - разве он вызывает в нас жалость? Нет! Он скорее вызовет добрую улыбку своей неуклюжестью, восторженную улыбку своей целеустремлённостью. Он вызывает улыбку! А если то же самое произойдёт со взрослым, разве мы будем радоваться? Скорее нам будет жаль бедолагу! Потому что ребёнку свойственно набивать себе шишки, так он учиться жить в этом мире, а взрослому пора бы уже твёрдо стоять на ногах. Есть только одно условие, при котором детские поступки в исполнении взрослого будут вызывать улыбку: взрослый должен на какое-то время стать ребёнком! Не кривляться, изображая ребёнка, а стать им! И вам, дорогие наши клоуны, это удалось! Вы не только сами стали детьми, но и зрителя заразили! Ещё раз браво!
Теперь несколько слов о сюжете: хотя каждый увидел в этом представлении что-то своё, основная линия, всё же, просматривается. Это и идея сотворчества в создании мыслеобразов (Дома Творчества), и долгий тяжёлый путь к своей мечте, и радость исполнения мечты. Просматривается и аналогия с Ковчегом...
Ну и напоследок поделюсь своими самыми яркими впечатлениями: во-первых, как я уже писала, меня поразил выход Нины. Ну, вроде, ничего особенного в нём не было, но меня «переклинило». Поразила игра Кати: такого яркого исполнения одним актёром «Ромео и Джульетты» я ещё не встречала. Выполнено в лучших традициях индийского театрального искусства! Браво, Катюша! Восхитила игра Андрея! Каждое действие продумано до мелочей! Например, когда его герой пел арию, кто-то ещё заметил, как смешно двигался язык во рту, когда герой тянул ноту?! Попробуйте просто пооткрывать рот под фонограмму, такого эффекта не будет! Потому что даже это движение языка у Андрея продумано! Вообще, по-поводу Андрея у меня возникло ощущение, что он профессиональный дипломированный актёр, просто тщательно это скрывает! Лена Малахова! Твоё послание в виде индийского движения бедром и алападмы-хасты дошло до адресата! Спасибо! Хвалить Олега Малахова за прекрасную актёрскую игру мне как-то странно. Профессионал - он и есть профессионал! А вот за интересную режиссёрскую задумку, мельчайшую проработку мизансцен (было занято всё «рабочее» пространство, даже на печке ангелы порхали), подбор костюмов ( особенно меня потрясли ангелы с их нимбами, ну и, конечно, заворожила бабочка), а особенно за воплощение наяву моей давнишней мечты - сборно-разборной сцены, - вот за это тебе, Олег, большое спасибо! Ну и все похвалы в адрес твоих учеников можешь смело принимать на свой счёт! Подготовил ты их здорово! МОЛОДЕЦ!
Ну вот, в общем-то, и всё! Не обижайтесь, если кого-то не упомянула, мне понравились все! Я лишь немного прошлась по верхам, а получилось целых три страницы! Спасибо, что прочитали мою писанину! И, вообще, я призываю ковчеговцев не оставлять без внимания подобные замечательные события, а делиться своими впечатлениями через Большой Круг! Наши артисты должны знать, что мы их любим, что мы благодарны им за те удивительные, яркие моменты, которые они нам дарят своими выступлениями! Спасибо всем! Лазарева Наташа

вот после этого письма и отзыва наташи у меня зародился интерес к театральной студии. но тем не менее, я не пошла на занятия, не сделала попыток познакомиться с олегом или актёрами, как будто чего-то ждала...
а ждала я, как оказалось, показа этого спектакля "Жизнь клоуна" в москве 14 ноября.
но об этом в следующем посте.

театральная студия, творчество

Previous post Next post
Up