Потрясающе.
"У меня давно созрела идея, реализация которой позволила бы вывести искусство борьбы со злом на глобальный уровень. До сих пор у меня не было возможности приступить к её осуществлению. ... Теперь же я вплотную подошёл к этому проекту. Он предполагает объединение всех борцов со злом от искусства в единый фронт и выход на международный уровень. .... Многие люди в разных странах придерживаются такого же мировоззрения, что и я, и стараются выразить его в своём творчестве. Но, как правило, все мы действуем порознь, что делает нас значительно слабее, чем, если бы мы выступали консолидировано. Поэтому я начал искать людей, которые готовы объединить эти усилия в рамках одного проекта. Не только в Сербии, а по всему миру. Причём, речь идёт не только о художниках, но о любых творческих людях .... Это должен быть постоянно действующий проект, открытый для всех."
Интересно, подавал ли в последние годы хоть один из людей искусства мысль подобной силы и великодушия?
В любом случае - пожалуйста, запомните это имя: Александр Тодорович, сербский художник.
Ну, и сами картины, конечно, стоит видеть...
Оригинал взят у
pan_ikota в
ИСКУССТВО БОРЬБЫ СО ЗЛОМ На вопросы отвечает сербский художник Александр Тодорович
(полная версия интервью только здесь)
- Г-н Тодорович, ваши работы достаточно необычны, что сразу привлекает внимание. Но какую смысловую нагрузку они несут? В чём концепция, и какие чувства вы хотите пробудить у людей посредством своего творчества?
- Меня всегда интересовали политика и история, поскольку вещи эти тесно взаимосвязаны. Это заставляет меня анализировать события, которые случались в разные времена. И, конечно, те, что мы можем наблюдать сегодня. Речь идет о явлениях, имеющих как глобальное, так и локальное значение. Естественно, больше всего меня волнует то, что было и сейчас происходит в Сербии. И, безусловно, как на мою страну и моих соотечественников влияют мировые тенденции.
Кому интересно посмотреть картины в большом размере - жмите на ссылки под ними "Посмотреть на Яндекс.Фотках"
Будучи студентом белградского Факультета изобразительных искусств, который окончил в 2007 году, я делал зарисовки акварелью неких сюжетов, связанных с различными историческими эпохами, основываясь на своём мироощущении и понимании политических моментов. Это были небольшие рисунки, высмеивающие то зло, которое, так или иначе, присутствует в политике во все времена. Я пытался изобразить своё видение политической ситуации в форме саркастического изобличения. Но сюжеты, к которым я обращался, не касались какой-то одной конкретно взятой идеологии, религии, политической системы, государственного строя, региона, страны, народа или социальной прослойки. Под мою кисть попадало любое зло, независимо от того как, где, когда и от кого оно исходило.
Благодаря тому, что на факультете я обучался иконописи, мне пришла мысль, что, основываясь на сюжетах моих зарисовок, можно «собрать» иконостас. И, возможно, даже не один. Но для этого нужно было как-то систематизировать зло, разобрать его по видам и формам. Поэтому я разделил его для себя на три основные части: коммунизм или левые, капитализм или центр и нацизм или правые. А, чтобы дополнить уже складывающуюся картину, более глубоко погрузился в историю, детально изучил подробности тех явлений и событий, которые связаны с каждым из этих направлений. И постарался представить их в качестве недостающих сюжетов для трёх задуманных мной иконостасов.
- Почему вас привлекла идея с иконостасом?
- Логика достаточно проста. Политика - та же религия. Здесь тоже есть свои боги, мессии, апостолы, проповедники, монахи и простые верующие. Всё это я и старался отразить в своих картинах в форме сатиры. Например, «простые верующие» в политике показаны в качестве игрушек, которыми легко манипулируют «сверху». Это не марионетки, а скорее куклы для крэш-тестов, которых используют для экспериментов, без всякого сожаления бросая их в самые «горячие» точки, будь то кровопролитные конфликты, революции, войны или что-то ещё.
- Когда ваша задумка была воплощена в жизнь?
- Иконостасы «Коммунизм», «Капитализм» и «Нацизм» я завершил в 2007 году, используя классическую технику акварельной живописи. Это стало моей дипломной работой. Среди задач, которые я перед собой ставил, было максимальное соответствие картин канонам, принятым в иконописи. При этом первый иконостас я решил выполнить в византийском стиле, так как активнее всего и наиболее массово идеи коммунизма развивались на территории православной веры и, в частности, в России. При написании второго я использовал поп-арт и другие течения изобразительного искусства, позволяющие показать торжество богатства и пошлости, характеризующее капитализм. Форму, в которой выполнен третий - «Нацизм» - мне помогли найти работы художников Германии и Северного Возрождения, таких, например, как Босх и Брейгель. Кстати, в последних двух картинах («Капитализм» и «Нацизм») строго соблюдена иерархия, чего нет в первой. Что далеко не случайно, ведь такое разделение присуще и для тех политических явлений, которые я исследовал.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Посмотреть на Яндекс.Фотках - Завершив тему глобального зла, вы перешли к его локальным проявлениям?
- Я решил, что есть смысл следовать и далее по выбранному пути, но пришло время обратиться к явлениям, которые можно наблюдать непосредственно в моей стране. Поэтому четвёртый иконостас - он появился на свет в 2009 году - получил название «Сербизм». Здесь я постарался собрать все пороки нашего общества и всё присутствующее в нём зло. Как и в истории или нашей сегодняшней жизни, в этой картине коммунизм, нацизм и капитализм тесно связаны и переплетены между собой. Например, националистическая партия может действовать по вполне себе коммунистическим принципам, а её «элита» - быть заинтересована исключительно в своём личном обогащении, соблюдая главные заветы капитализма. По этому образу и подобию часто функционируют и организации, которые позиционируют себя в качестве приверженцев коммунизма и капитализма. Как известно - от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Посмотреть на Яндекс.Фотках - Но в последующих работах вы всё-таки разделили сербские коммунизм, национализм и капитализм?
- Да, в тот же период я также начал заниматься созданием ещё трёх иконостасов, каждый из которых должен был стать более подробной расшифровкой того, что я называю «сербизмом». Если в картине «Сербизм» я задумал представить собирательные образы тех ветвей глобального зла, которые пустили корни в нашей стране, то в последних трёх иконостасах они должны были быть показаны по отдельности. Однако дело это пришлось отложить из-за сложного материального положения. Пауза длилась два года, в течение которых я занимался совсем другими делами и проектами, которые, впрочем, были так или иначе связаны с изобразительным искусством.
- Чем, например?
- Преподавал в начальной школе имени Иво Андрича в Белграде. Выполнял различные работы на заказ в разнообразной технике живописи и графики - писал картины, рисовал иллюстрации и комиксы. А параллельно с этим окончил курсы компьютерной графики и дизайна.
- Когда ситуация изменилась?
- К 2012 году дела мои пошли лучше. Я сразу же вернулся к своим иконостасам и достаточно быстро завершил начатую работу. Особую роль в этом сыграл внук всемирно известного сербского художника Мило Милуновича - Михаэль. Он занимается живописью и скульптурой, получил широкую известность в нашей стране и за её пределами. Его работами гордятся многие музеи мира и владельцы частных коллекций. Михаэль активно помогает молодым сербским художникам, в число которых попал и я. Именно благодаря нему я нашёл в себе силы и вдохновение, чтобы закончить мой первый крупный проект. И на свет появились ещё три иконостаса: «Сербокоммунизм», «Сербокапитатализм» и «Сербонацизм». Здесь я сосредоточился, главным образом, на периоде, начавшемся с развала Югославии, который продолжается и в настоящее время. Это переход от одной политической системы к другой, когда, помимо социализма, на постюгославском пространстве появились национализм и бандитский капитализм. Между тем, я не ограничивал себя последними тремя десятилетиями, и стремился показать всю предысторию тех явлений, которые происходят в Сербии сегодня. Тут есть детали, касающиеся и битвы на Косовом поле в 1389 году, и первого сербского восстания 1804-13 годов, и Первая мировая война, и Вторая мировая. Всё это представлено на этих иконостасах, так как имело огромное влияние на формирование нашего сознания и мировоззрения.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Посмотреть на Яндекс.Фотках Посмотреть на Яндекс.Фотках - В 2012 году вы завершили работу над последними тремя иконостасами. Тему борьбы со злом в своём творчестве вы тоже закрыли?
- Конечно же, нет. Я планирую делать разнообразные работы в различных форматах и технике, но и дальше моя основная цель - исследование феномена зла. В частности, я начал осваивать новое для себя направление - цифровое или, как его часто называют, «диджитальное» рисование. Используя эту технику, я приступил к созданию картин уже при помощи компьютера и принтера, а не кисти и акварели. В своих последних работах, которые также выполнены в стиле икон, я стараюсь изобразить отдельные лики зла как собирательные образы политиков, бюрократов, олигархов, представителей шоу-бизнеса и тех самых кукол для крэш-тестов, о которых я уже говорил. Герои этих картин - не какие-то конкретные люди, а некое вещество или субстанция, пропитанная пороками и психологическими комплексами, которыми больнó наше общество.
- А почему вас так притягивает тема зла? Ведь в Сербии, как и в целом на Балканах, есть и всегда было очень много хорошего…
- Причина в том, что я принадлежу поколению 1990-х, которое столкнулось с теми страшными событиями и явлениями, которые захлестнули нашу страну, территорию бывшей Югославии, да и весь мир. Поколению, которое вынуждено всё это переживать и переосмысливать. Я из Белграда и мне посчастливилось избежать непосредственного участия в военных действиях, но то, что у нас произошло и что за этим последовало, никак не могло обойти меня стороной. Конечно, у нас есть много хорошего. И, наверное, кто-то найдёт себя в искусстве, сосредоточившись на положительных моментах нашей жизни и истории. Но это не мой путь. Я не могу смотреть спокойно на то зло, которое творится, а тем более, если оно берёт верх над добром. Я очень остро чувствую несправедливость. А критический подход ко всему и чёрный юмор заложены в моей натуре. Благодаря этому я могу не просто показать зло, но и высмеять его, что, возможно, заставит кого-то задуматься и стремиться стать лучше. Может быть это наивно и всего лишь моя утопия, но очень надеюсь, что своим творчеством смогу предостеречь людей от тех ошибок, которые допустили мы. И они не позволят сделать то, что творилось у нас и что происходит теперь.
- Каковы ваши творческие замыслы? Какие ещё проекты вы планируете осуществить?
- У меня давно созрела идея, реализация которой позволила бы вывести искусство борьбы со злом на глобальный уровень. До сих пор у меня не было возможности приступить к её осуществлению. Во-первых, я был полностью поглощён текущими делами. Во-вторых, здесь недостаточно только моего желания и усилий, а нужно собрать как можно больше единомышленников. Теперь же я вплотную подошёл к этому проекту. Он предполагает объединение всех борцов со злом от искусства в единый фронт и выход на международный уровень. Очевидно, что в любом государстве есть свои проблемы, а есть негативные явления общие для всех. Многие люди в разных странах придерживаются такого же мировоззрения, что и я, и стараются выразить его в своём творчестве. Но, как правило, все мы действуем порознь, что делает нас значительно слабее, чем, если бы мы выступали консолидировано. Поэтому я начал искать людей, которые готовы объединить эти усилия в рамках одного проекта. Не только в Сербии, а по всему миру. Причём, речь идёт не только о художниках, но о любых творческих людях - архитекторах, скульпторах, дизайнерах, аниматорах, музыкантах, режиссёрах и так далее. Цель проекта - объединить их всех и, таким образом, выделить некое направление искусства, которое будет в различной форме критиковать и высмеивать все проявления зла и несправедливости. Это должен быть постоянно действующий проект, открытый для всех.
Я понимаю, что реализовать эту идею очень и очень сложно, а может быть и вовсе нереально. Притом, что на это уйдёт уйма времени и сил. Но я постараюсь сделать всё возможное. Пока я готовлю почву для осуществления этого международного проекта, пытаюсь, чтобы как можно больше людей узнало и поддержало мою идею. И я уже не один. На данном этапе вместе с группой единомышленников - сербскими художниками, которые неравнодушны к социальным проблемам - мы надеемся получить возможность выхода на международные выставки и конкурсы, что позволит нам активнее пропагандировать свою идеологию за пределами Сербии.