Щи и квас. Опять без евреев не обошлось.

Oct 06, 2009 12:14

много букв, ни одного рецепта, не интересно

Щи - питье

…установив близкое родство между квасом и напитком кислые щи можно предположить, что появились они на Руси одновременно и из одного источника. Этимология слова «квас» очевидна и ничего нового нам не сообщает.

Этимология слова “щи” куда более туманна...

Слово «щи» (устар.- «шти») не имеет формы единственного числа, но от подобных русских слов (напр. ножницы, очки), этимология которых весьма прозрачна, отличается принципиально.

Ножницы состоят из двух режущих лезвий - ножей; в очках налицо (простите за каламбур) пара «очей» - линз.
«Щи- шти» таким способом не расшифруешь.

С другой стороны, в нашем языке есть примеры, когда заимствованные слова звучат вполне «по-русски» и как - бы во множественном числе.

Самый наглядный пример - неславянская топонимика окрестностей Санкт-Петербурга. Угро - финские названия Kolomaki и Suosaari превратились в Коломяги и Шушары и теперь склоняются по падежам как имена существительные множественного числа в полном соответствии с законами русского языка : «Где ты был?» - «В Шушарах и Коломягах».

Со «штями» могло произойти то же самое.
Допустив, что слово “шти”, а следовательно и сам напиток, были заимствованны у другого народа, можно попытаться этот народ идентифицировать.

Известно, что «шти» (как и квас) появились в нашем быту где - то в 8 -10 веке. Основными соседями восточных славян в те времена были скандинавы и приморские балто-славяне, известные по летописям под общим именем «варяги».

Среди прочих соседей наших предков можно перечислить угро - финнов, тюрков, греков и иудео - хазар.
Варяги все больше жили морской торговлей, разбоем, наемничеством и, на худой конец, рыбной ловлей. Особого интереса к сельскому хозяйству они не проявляли - суровый климат и скудные почвы не способствовали развитию земледелия и возникновению необходимых для производства житного кваса значительных излишков зерна.

Селившиеся в лесах у моря, рек и озер первобытные угро - финны жили собирательством, рыбалкой и охотой - своего зерна у них не было. Как не было его и у кочевых обитателей южных степей - тюрков, специализировавшихся на скотоводстве.

Остаются причерноморские греки и иудео - хазары. Последние нам интересны особо - евреи были знакомы с напитками типа кваса еще со времен Древнего Египта.

Цепочка исторических событий, повлекших появление евреев в низовьях Волги и на северном Кавказе в 8 веке увлекательно описана Л. Н. Гумилевым в книге «От Руси к России». Подробно пересказывать здесь эту эпопею смысла нет - заметим только, что в результате на территории современного юга России образовался иудейский Хазарский каганат, который «благодаря обширной торговле рабами, мехами и шелком... в 9 - 10 вв. превратился в одну из самых богатых стран Евразии того времени».

Если верить летописи, отношения между иудео - хазарами и славяно - руссами были далеки от идиллических. Во второй половине 10 века русский князь Святослав разгромил Хазарию, а вскоре и князь Владимир, выбирая новую веру для Руси, безоговорочно отверг иудаизм.

Создается впечатление, что ни о каком взаимном проникновении языков и культур не может быть и речи. Но как тогда объяснить тот факт, что по звучанию, а самое главное, по смыслу, слово «шти» более всего перекликается с ивритским словом «штия» - «напиток, питье»?

Случайным совпадением мне это не кажется. Получается, что «кислые шти» это просто «кислый напиток», то есть «квас» в своем первичном значении.

Щи - еда

О щах мрног писал В. В. Похлебкин. Он считал, что на Руси «щи стали преобладающей едой» уже в 10 веке.

В холодное время года варили из репы и капусты. Весной и летом, когда капусты и репы не было, щи продолжали варить по старинке, из свежей дикорастущей зелени - крапивы, щавеля, сныти, лебеды...

Иногда приходится сталкиваться с мнением, что напиток «кислые щи» приходится современным кислым щам - еде не больше, чем «тезкой - однофамильцем». Попробуем разобраться.

Известно, что в Домострое «кислыми щами» называется только тип кваса, суповое же блюдо именуется там просто щами.
И все же вкус даже самых простых пустых суповых щей обязательно должен иметь выраженную кислую составляющую. Этим щи отличаются от обычного, капустного, к примеру, супа.

В настоящее время необходимая зимним щам кислинка обычно достигается за счет квашенной капусты. В ее отсутствие щи (например, щи из свежей капусты) можно и даже нужно подкислить разваром кислых яблок.

В 10 веке ситуация на Руси была иной - о квашенной капусте здесь тогда еще и не слыхали (вплоть до второй половины 13ого века), а кислые (да и любые) яблоки были доступны далеко не круглый год.

Возникает вопрос - как в те времена подкисляли щи в самый разгар зимнего щаного сезона? И зачем их вообще подкислять?

Ответы лежат на поверхности - наряду с водой в горшок шли почти всегда бывшие под рукой «кислые шти» - квас. Подтверждением служит хотя бы тот факт, что кое-где «квасной» способ приготовления щей просуществовал параллельно с «кислокапустным» до самого последнего времени.

Рецепт «щей на кислых щах» - один из немногих, приведенных автором - составителем Домостроя в относительно развернутом, хотя и несколько запутанном виде.

Заканчивается он так : «... и упарити хорошо, или заспы (крупы, грубой муки с отрубями) подсыпав да с солью и с кислыми штями приварити.»

Логично предположить, что со временем щами стали называть все «супы», варившиеся с добавлением кислого кваса (или другой кислой составляющей). Отсюда такое разнообразие щей - богатые и пустые, скоромные и постные, капустные и репяные...

Состав щей менялся в зависимости от сезона, от достатка конкретной семьи, от постов и праздников - неизменной оставалась лишь одна составляющая - смесь кислого кваса и воды.

Думаю, что и «летние» щи старались, по возможности, варить с квасом. Отблеском этой забытой традиции можно, наверное, считать наши холодные летние супы - в первую очередь ботвинью.

Квас, как известно, ставят на сусле, сваренном из зернового солода и муки. В процессе созревания на дне образуется бесполезная, на первый, взгляд кислая гуща - осадок.

Однако в глазах рачительных крестьян этот осадок был не таким уж и бесполезным - его можно было подмешать в хлебное тесто или добавить в повседневное овощное варево. Так что в горшок зачастую лили даже не сам квас, а оставшуюся гущу.

Была и еще одна причина варить щи не только на воде.
Не секрет, что в результате продолжительной варки или тушения изначально свежая капуста приобретает весьма специфический, не самый приятный запах. Во других национальных кухнях (китайской, французской) эта проблема решается по сути одинаково - капусту готовят с вином, уксусом, душистыми травами, пряностями и пряными овощами вроде лука и чеснока. Гамма благородных ароматов заглушает, нейтрализует естественный запах вареной (тушеной) капусты.

Тысячу лет назад вместо уксуса или вина на Руси пользовались кислым квасом или осадком из под него.

Всё мясо (или грибы, рыбу), основные овощи (капусту, репу), пряные овощи, коренья и травы одновременно закладывали в глиняный горшок и заливали смесью воды и квасной гущи. Затем горшок ставили в горячую, но уже остывающую печь.

В результате длительного томления «на вольных хлебах» в присутствии «кислых щей» мясо и овощи проваривались до мягкости и приобретали гармоничный, с приятной кислинкой, вкус, а квасная гуща делала бульон более плотным, «наваристым»... Многочасовое соседство хлебного кваса и пряных овощей придавало блюду особый аромат, так называемый «щаной дух»...

Традиционный набор продуктов для щей несколько изменился в 13 - 14 веках, когда русские научились квасить капусту. И если поздней весной и летом, когда капуста прошлогоднего засола была уже съедена, щи (рассадные, крапивные и проч.) продолжали варить как прежде (на квасу или гуще), то зимой, при варке щей из кислой капусты, необходимость в квасе естественным образом отпадала.

Подобно квасу («кислым щам»), кислая (квашенная) капуста является продуктом молочно - кислого брожения и содержит достаточно молочной кислоты. В результате блюдо из кислой капусты как бы «унаследовало» от своего квасного предшественника замечательный феномен «щаного духа», а вместе с ним, собственно, и само название «щи».

Добавлять в щи из кислой капусты квас уже не имело смысла. А особой плотности щаного бульона, достигавшейся ранее только за счет квасной гущи, стали добиваться при помощи крупяной «заспы» (гречневой, ячменной, овсяной) или даже простой болтушки (жиденькой кашицы из холодной воды и грубой муки с отрубями).

Можно предположить, что современная традиция заправлять щи мукой или, реже, крупой является еще одним напоминанием о старинных щах с квасной гущей.

Щи, варившиеся как обычно, но без кислой составляющей (например только из свежей капусты), были скорее исключением и не считались блюдом полноценным, настоящим, отчего, скорее всего, и получили название «ленивых» или «рахманных».

P.S.
Вот и слово «борщ» происходит от названия растения, из корней которого делали квас, которой потом...
Previous post Next post
Up