1764 г. февраля 11 1. - Реляция сибирского губернатора лейб-гвардии премьер-майора Д.И. Чичерина Екатерине II об открытии о-ов Умнак и Уналашка и приведении их жителей в российское подданство
Реляция
К ея и.в. всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне, самодержице всероссийской, государыне всемилостивейшей, отправленная из Тобольска лейб-гвардии от пример-майора и сибирского губернатора Чичерина сибирского драгунского полку с прапорщиком фон Фирстенберхом февраля 11 дня 1764-го года.
Вашему императорскому величеству всенижайше доношу: российское купечество, которым имянной описок при сей подношу 2, сочиня компанию, и отправили поверенных и работников в Камчатку, где построили бот своим коштом, назвав ево «Св. Улиан», день того святого, как спущон был на воду. Отпустили в сороке дву человеках к востоку, чрез Командорской и Медной, описанные капитаном Берингом острова 3, для изыскания неизвестных мест. И в том вояже продолжались до прошедшаго 1763 года до августа месяца, и уже в пропадших считаны были.
По возвращении их в Большерецкой канцелярии объявили доношением, что они, будучи в том вояже, чрез четыре года изыскали неизвестные острова, называемые Уналашка и Умнак 4. Да по объявлениям от жителей тех найденных островов, каковы еще поблизости тех есть, из которых на некоторых они были для забрания воды, а протчия в виду при возвратном вояже оставались, реэстр и по примечанию их карту сочинили. И что, будучи на островах Уналашке и Умнаке, тамошних жителей по небольшем сражении, имея только при себе пять ружей, которыми и атаковали и, обороняясь, 28 человек в подданство вашего и.в. привели и ясак взяли. А что чего взято, о том за удержанием и нерепортованием из Большерецкой канцелярии в Секретную комисию 5, неизвестно. И чтоб и в предьбудущее время те, приведенные в подданство, от верности вашему и.в. не отступили, взяли они аманатом от лутчего тамошних жителей сына и привезли с собою. [75]
Будучи на тех двух островах, они в добычу получили разных зверей немалое число, которым реэстр всеподданнейше подношу 6.
Из чево Большерецкая канцелярия, вычтя подлежащую в казну вашего и.в. десятую часть, хотя и удержала, но по силе указу вашего и.в. Правительствующаго сената из канторы ноября от 26 дня 1763 года 7, которым повелено: всех, желающих изыскивать в тех до ныне неизвестных местах промыслы, приохотить и обнадежить вашего и.в. милосердием, что первой год десятой части в казну взято не будет, просят от Секретной комисии резолюции, а достальное оставлено при промышлениках.
Сверх того полученныя ими их промыслом 1063 черных и чернобурых лисиц, да 10 лоскутов разных доброт. И хотя оные оценить в Иркуцке генерал-маиор и кавалер Вульф и приказал, однако ж здешния торгующия тем купечество ценить не отважились затем, что многия между тем нашлись, каковых здесь не бывало.
В числе тех, взятых в казну вашего и.в. десятинных 101 лоскут, 1 утаенных работниками, которых Большерецкая канцелярия по указам вашего и.в., как утаенных от пошлин и должна была конфисковать, но по оказавшемуся следствию компанейщики, кому те лисицы принадлежат, невинными нашлись, а покрадены от них работниками. Того ради, не конфисковав, а особливо их за печатью отправила 60 и с тех, ежели вашего и.в. высочайшим указом повелено будет взять десятую часть в казну, следует вычесть 6, следующие бывшему в Иркуцке купцу Бечевину - 100, да за тем выделом оставшая промышленикам 802 и сочиненную по примечаниям бывшаго там правителем ботом, работником Петра Шишкина карту 8, какова от них подана, и исправленную здесь, реэстр островам и Иркуцкой канцелярии оценку при сем вашему и.в. всеподданнейше подношу 9.
Из тех компанейщиков: купцы тобольской Илья Снигирев, вологоцкой Иван Буренин, тотемской Семен Шергин в Санкт-Петербург отправлены, которыя высокоматерьнему вашего и.в. милосердию себя подвергают.
Никаких обстоятельств больше от них уведать неможно, что бывших на тех островах никово здесь нету, а, получа из Большерецкой канцелярии о том обостоятельныя репорты, вашему и.в. всеподданнейше донесу.
Из бывших в том вояже 42-х человек не возвратилось три, из которых один при атаке острова убит, а другой умер и один утонул, из чево довольно примечено, что там места и воздух очень здравой.
Благословением божиим, всемилостивейшая государыня, сей доныне скрытой талант подданным вашего и.в. выходит на театр чрез самых простых и неученых людей и для того, из порученной мне от вашего и.в. Секретной комисии, в канцелярию Охотского порта послан вашего и.в. указ и велено в будущее лето при отправляющих для промыслов компании послать из имеющихся там морских служителей с таким приказанием, чтоб они были посажирами и ни в чем промышленикам не препятствовали, а только б журнал вояжу их, верной и основательной, вели, и где на островах будут, обстоятельное описание сочиняли.
За нужнейшее при сих экспедициях, всемилостивейшая государыня, нахожу вашему и.в. всеподданнейше донесть, чтоб в Большерецке определен человек надежной и доверенной, и отправление тех компаней от Большерецкой канцелярии отрешить и учредить особливую комисию, препоруча, то отправление определенному.
Вся компания за способнейшаго признавают и всеподданнейше вашего и.в. просят находящагося ныне в Охотске шкипером Андреяна Юрлова им в то правление всемилостивейше пожаловать.
Всемилостивейшая государыня, я, последний раб вашего и.в. приемлю дерзновение приобретением неизвестных мест и новым промыслом, упадая к стопам вашего и.в. принесть всеподданнейшее и рабское [76] поздравление и подвергнуть меня и подателя сей, прапорщика фон Фирстенберга, высокоматерьнему вашего и.в. милосердию.
На подлинной подписано:
Денис Чичерин
ЦГАВМФ, ф. 216. oп. 1, д. 77, л. 2-4. Копия. Частично опубл.: Материалы для истории русского флота. СПб., 1856, ч. XI, с. 104-106.
Комментарии
1. Дата отправки реляции.
2. См.: ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 77, л. 11.
3. В документе неточность: во время плавания на пакетботе «Св. Петр» в 1741 г. был открыт только один остров, на котором зимовала команда пакетбота и где умер B.Й. Беринг. Остров был назван Командорский, или о-в Беринга, но описан он в те годы не был (Русские экспедиции, 1984, с. 248, 266, 267).
Остров Медный был открыт Е.С. Басовым в 1745-1746 гг. (см. док. № 2; Andrews С.L. The Story of Alaska. Idaho, 1938, с. 32-33).
4. См. док. № 16.
5. Очевидно, имеется в виду секретная экспедиция В.А. Мятлева - Ф.И Соймонова (возобновленная Камчатская, или Нерчинская, см. док. № 8, примеч. 2 и док. № 9, примеч. 1), в задачи которой входило также следить за плаваниями всех государственных и частных промышленных судов. Местные сибирские власти обязаны были доносить в Тобольск губернатору и руководству экспедиции обо всех плаваниях на острова Тихого океана и к берегам Японии.
6. См.: ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 77, л. 11.
7. См.: док. № 25, примеч. № 4.
8. П. Шишкин, посадский житель г. Тотьма, участник плавания на боте «Св. Иулиан» (см. док. № 16), после возвращения в 1762 г. в Нижнекамчатск составил карту о-вов Умнак и Уналашка; карта была отправлена в Тобольск, где по указанию Д.И Чичерина исправлена и послана вместе с реляцией в Петербург. На карте, не имеющей градусной сетки, изображены Камчатка, Чукотский полуостров, Командорские и Алеутские острова (в том числе первые из группы Лисьих - Умнак и Уналашка). Вся гряда Алеутских островов вытянута на север. Северо-западная часть Америки представлена о-вом Алакшан и рядом других островов, расположенных севернее его. Между Чукотским полуостровом и Америкой расположена Земля якутского дворянина (см. док. № 24, примеч. 12). Карта П. Шишкина является одной из первых карт не только Алеутских островов, но и части Северной Америки. Несмотря на ряд ошибок в изображении, она имела большое значение и в числе других была вручена П.К. Креницыну перед отправкой в экспедицию (ЦГАВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 77, л. 61).
В современной литературе карту, составленную П. Шишкиным, иногда называют картой Пономарева (Русские открытия, 1948, с. 377; Медушевская О.М. Картографические источники по истории русских географических открытий на Тихом океане во второй половине XVIII в. - Труды МГИАИ. Т. VII. М., 1954, с. 104-106).
С именами и Шишкина и Пономарева связывают составление еще одной карты, которая была прислана в Москву Ф.И. Соймонову. Об этой карте 26 февраля 1764 г. Ф.И. Соймонов писал Г.Ф. Миллеру: «Хотя оная почти углем рисована и глинкою раскрашена, однако, ежели впредь удача будет, я за достойное признаю в честь и в память таких неустрашимых и ревностных, на оной карте все изъясня и золотыми лаврами роскрася, в Государственной архиве содержать. Столько то я за их ревность и претерпенный голод и смертные страхи благодарнейшим себя им признаю» (ЛОА АН СССР, ф. 21, оп. 3, д. 268/3, л. 21-25). Вероятнее всего, однако, что эта карта является коллективным трудом и составлена промышленниками, плававшими на боте «Св. Иулиан», и связывать ее авторство с чьим-то определенным именем неправомерно («Описание старинных атласов, карт и планов XVI, XVII, XVIII веков и половины XIX в.», хранящихся в архиве Центрального картографического производства. М., 1958, № 81). В своих ответах П.К. Креницыну 21 декабря 1766 г. Пономарев заявил, что он никакого участия в составлении карты не принимал (ЦГАВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 80, л. 105).
Обе карты опубликованы в «Атласе географических открытий XVII-XVIII веков» (М., 1964, № 149, 150).
9. Карту см.: АВПР, ф. РАК, д. 923/3. Опубл.: Атлас географических открытий XVII-XVIII вв. М., 1964, № 149. Реестр см.: ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 77, л. 11 об.-12.