На поиски «Савойи»...(3)

Feb 15, 2018 15:16

Хроника забытой катастрофы

Где летчик Светогоров?
26 июня в 10 час. 40 мин. утра из Александровска-на-Сахалине в Хабаровск вылетел пассажирский гидросамолет с бортовым номером Л-840 (типа «Савойя-55») под управлением летчика Светогорова. На борту находились радист Ефремов, бортмеханик Стыченко и 8 пассажиров: Бараксин (механик Тымовской МТС) и его жена Ильинская с ребенком, Гвановский (бухгалтер Сахлестреста), Докучаева (жена сотрудника облзу), Корнышен и Меднис (инструкторы политотдела АУРТа), Шереметьев (директор МТС) и Щетинин (бухгалтер МТС). Погода в Александровске благоприятствовала. В течение 1 часа 57 мин. радист держал связь с землей, принимая сводки аэропортов о погоде. Последнею сводку Светогорову передал Нижне-Тамбовский аэропорт, после чего связь с самолетом была прервана.
В тот же день пилот Мазурук вылетел на разведку, но внезапно поднявшиеся облака, туман, ветер вынуди ли его сделать посадку. По сведениям аэропортов, в день вылета Л-840, несмотря на хорошую погоду в Александровске, возле Де-Кастри был сильный шторм. По предположениям работников Граждвоздухофлота, Светогоров мог сделать вынужденную посадку в Татарском проливе.
Для розысков самолета «С-55» создана комиссия, на поиски мобилизованы морские суда и самолеты, однако до сего времени судьба экипажа и пассажиров неизвестна.
(Тихоокеанская звезда, 2 июля 1935 г.)

----------------------------
Розыски самолета Л-840
Вчера редакция получила дополнительные сведения об исчезнувшем самолете. Через 1 час 08 мин. после взлета Нижне-Тамбовская рация запросила Светогорова о его местонахождении. В 11 час. 51 мин. был получен ответ: «Принял. Все ясно. Местонахождение неизвестно, туман. Следите за нами». В 11 час. 58 мин. радист Ефремов передал с борта «Савойи» следующее: «Сообщите авиасводку о погоде». Нижне-Тамбовск передал требуемую сводку, но подтверждения о ее приеме от самолета не последовало.
По телеграфу и через посты ПВО были срочно запрошены все населенные пункты. Моноплан с красными лентами на хвостовом оперении показывался у мыса Гинтер, высота полета достигала 1600 метров. В бухте Нокатово в течение 10 мин. слышали шум мотора, но самолета не было видно, шел дождь. Капитан катера «Москальво» видел лично самолет Светогорова у мыса Чихачева низко летящим над водой.
Пилот Мазурук телеграфировал в управление Граждвоздухфлота из Александровска: «Уже четвертый день стоит густой туман. Погода нетерпимо задерживает поиски. Я разговаривал по телефону с Совгаванью, где должен был сделать посадку самолет, однако ответ получил отрицательный. До сего времени судьба летчика Светогорова неизвестна. Розыски продолжаются».

(Тихоокеанская звезда, 3 июля 1935 г.)
-----------------------------------------------
Важная весть Мазурука
2 июля вечером в Хабаровск прилетел пилот Мазурук. В поисках пропавшего Л-840 он пролетел около 5 тысяч километров, опрашивал местное население - рыбаков, охотников и др. Тов. Мазурук привез чрезвычайно важное известие. Начальник аэропорта Николаевска, ехавший на катере «Москальво» заметил 26 июня между 12-13 часами самолет Светогорова, пролетевший между мысом Чихачева и мысом Невельским низко над водой. После этого самолет взял курс на реку Медвежью и, подойдя к ней, скрылся в ее долине, направляясь на материк. Одновременно пост на мысе Лазарева слышал шум мотора.
В связи с этим сообщением, которое вносит некоторую ясность в вопрос о пути самолета, комиссия по розыскам Л-840 решила сосредоточить в этом районе все главнейшие спасательные средства.
(Тихоокеанская звезда, 4 июля 1935 г.)
----------------------------------------
Только в этом районе
Вчера пилот Мазурук вылетел на поиски Л-840 по новому маршруту. Вся долина Медвежьей речки, куда скрылся самолет Светогорова, был исследован до мельчайших подробностей аэропланами и катерами. Тщательный осмотр с воздуха западного берега Амура от озера Удыль до Софийска и от Софийска до мыса Сущева также не дал никаких результатов.
Сейчас все поиски сосредоточены на мысе Лазарева, т.к., по достоверным источникам, Л-840 может быть найден только в том районе.
(Тихоокеанская звезда, 11 июля 1935 г.).
-------------------------------
Найден самолет Святогорова?
Наша редакция продолжает расследовать историю найденного в Николаевском районе самолета. Напомним, обломки летательного аппарата были обнаружены в тайге почти в ста километрах от поселка Лазарев. Сегодня есть все основания считать, что авиакатастрофа произошла более 70 лет назад.
Хорошо сохранившийся двигатель марки «Франчети», фрагменты крыльев и прочие детали указывают на то, что это был гидросамолет «Савойя-55» производства Италии. В тридцатые годы прошлого века шесть таких самолетов летали на Дальнем Востоке.

На Сахалин и Камчатку всегда летали из ОГПУ
По словам руководителя следственно-оперативной группы, начальника территориального пункта милиции поселка Лазарев Тимура Василькова, первоначальная экспертиза деталей самолета, проведенная совместно с военными и летчиками, показала, что, скорее всего, падение произошло из-за пожара на борту, случившегося в воздухе. На это указывают следы огня внутри машины.
Среди вещей, найденных внутри полуразрушенной конструкции, - подметка от спортивной туфли 36 размера, остатки кожаной летной куртки и летного шлема. А также корочка с едва различимой надписью «Объединенное государственное политическое управление СССР».
На сегодняшний день версия о том, что это гидросамолет «Савойя-55», который под управлением пилота Александра Святогорова перевозил пассажиров с Сахалина в Хабаровск в июне 1935 года, кажется наиболее состоятельной.
Старожилы поселка Лазарев, по словам Василькова, вспомнили, что самолет еще долго искали, но так и не нашли, иначе об этом было бы известно.
Но если предположить, что это и есть та самая «Савойя-55», возникает вопрос о том, куда подевались люди. Среди обломков найдено несколько костей и череп, тогда как на борту были три члена экипажа и восемь пассажиров. Но для старожилов тех мест нет ничего загадочного в том, что тела погибших не сохранились. Выжить в тайге безоружным людям редко удавалось.
То, что в обломках была найдена корочка сотрудника ОГПУ, тоже объяснимо. Как рассказал нашей редакции старейший авиатор Дальнего Востока Петр Егоров, в 30 - 40-е годы ни один полет на Сахалин или на Камчатку не происходил без представителя «органов». Тем более есть сведения, что на том борту в июне 1935 года летели не совсем простые пассажиры. Петр Егорович рассказал также, что тогда в гидроаэропорту Хабаровска было всего два гидросамолета «Савойя-55». Один из них тоже потерпел в свое время крушение, но его нашли. А вот второй, под управлением
Святогорова, как в воду канул.

Вместе с самолетом пропал миллион рублей
Почти все пассажиры «Савойи-55» были уроженцами села Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области. В советские времена это был самый крупный на острове сельскохозяйственный район. Именно поэтому в 1934 году в Воскресеновке появилась первая машинно-тракторная станция (МТС), которая снабжала техникой и специалистами все совхозы и колхозы Сахалина.
Об этом нашей газете рассказал историк из поселка Тымовское Константин Иванович Гетта. Он же разыскал 95-летнюю жительницу села Воскресеновка Марию Ивановну Черненинову. Женщина рассказала, что летом 1935 года на гидросамолете в Хабаровск летели директор МТС Шереметьев, главный бухгалтер Щетинин и главный механик Бараксин. Мария Ивановна припомнила, что тогда говорили, что «верхушка» предприятия улетела на материк по очень важному делу. Они везли в Хабаровск отчет о работе, бухгалтерскую документацию и большую сумму денег.
По словам Чернениновой, подтверждала эту информацию дочь Щетинина Татьяна Степановна. Односельчане помнят, что семья сгинувшего Щетинина долго не могла смириться с безызвестностью. Якобы жена бухгалтера еще долго посылала запросы в различные инстанции, но никакой утешительной информации так и не получила. Дочь и супруга Щетинина умерли. Есть сведения, что остальные его родственники живут в Благовещенске. Константин Иванович Гетта обещал помочь нам их разыскать. Кроме того, администрация Николаевского района, если экспертиза подтвердит, что это действительно тот самый самолет, хочет установить там памятный знак.
Куда уехали с Сахалина родные Шереметьева и Бараксина, к сожалению, не известно.

Воздушные хулиганы
О личности пилота пропавшей «Савойи-55» нам удалось узнать намного больше. Анна Федоровна Кирюхина, одна из воспитанниц хабаровского аэроклуба Осоавиахима, которую Александр Святогоров отправил в первый самостоятельный полет на учебном самолете У-2, живет в Хабаровске и прекрасно помнит события тех лет.
- Саша был замечательным парнем, веселым, добрым и отличным летчиком, - вспоминает Кирюхина. - Они с Петей, моим будущим мужем, были профессионалами. Такие чудеса в небе вытворяли!
На что способен был самолет под управлением Святогорова, Анне Федоровне пришлось испытать однажды на себе. Сама она пришла в летную школу Осоавиахима в 1932 году. В Хабаровск обучать летному делу всех желающих приехали московские специалисты.
Чтобы поступить в летную школу, требовались крепкое здоровье и умение писать. Учеба продолжалась меньше года. Анна Федоровна, например, поступив в школу в феврале, летом уже получила разрешение самостоятельно управлять самолетом. Кстати, вместе с ней тогда в школе училась Нина Протопопова, знаменитая летчица, которую потом во время Великой Отечественной войны немцы прозовут «ночной ведьмой»
Кирюхина признается, что на медкомиссии скрыла от врачей, что у нее не все в порядке с ногами. Но болезнь все равно перекрыла ей путь в авиацию. Во время одного из учебных полетов она почувствует резкую боль в ногах и во время посадки не сможет удержать машину на взлетной полосе. Самолет съедет на обочину и завалится на крыло. За приземлением наблюдал Александр Святогоров, который тогда был инструктором авиашколы. Анна Федоровна вспоминает, каких сил ей стоило выйти из кабины на непослушных ногах и так, чтобы никто не заметил ее страданий, подойти к Александру.
- Ну что, будем проверять, будешь ли ты летать, - сказал он и приказал Кирюхиной садиться в его самолет. Бочка, штопор, петля и т.д. - фигуры, которые выделывал летательный аппарат Святогорова, Анна выдержала, как ей казалось, с честью. Но, посадив самолет, Александр сказал, что летать она больше не сможет.
Так случилось, что Анна Федоровна вышла замуж за близкого друга и коллегу Святогорова Петра Московдова. К тому времени оба они работали в хабаровском гидроаэропорту. До 1931 года друзья состояли на службе в гидроотряде Амурской Краснознаменной флотилии, откуда им пришлось уйти из-за истории, наделавшей много шума.
Как-то во время полетов Святогоров и Московдов так близко свели свои самолеты над мостом через Амур, что крылья чиркнули одно о другое. В те годы, как утверждает Кирюхина, даже если пилот не смог справиться с управлением и повредил машину, его не наказывали. Но подобное хулиганство, какое учинили Саша и Петр, не прощалось. Тем более эти двое давно были «на карандаше» у руководства. Московдов, например, несколько раз отличился тем, что во время показательных выступлений пролетал на бреющем полете над улицей Карла Маркса, чем вызывал восторженные крики зевак. Делать этого было категорически нельзя, но до поры «воздушные хулиганы», как прозвали их друзья, отделывались устными выговорами.

А вот выкрутасы над Амуром закончились судом, после которого Святогоров и Московдов просидели несколько месяцев на гаупвахте. Кстати, здание ее находилось на территории современного СИЗО, на улице Знаменщикова. Рядом с настоящей тюрьмой стоял деревянный барак, где содержались временно арестованные.
Сахалинцы везли деньги, а Святогоров - апельсины
Святогоров женился на подруге Кирюхиной Валентине Великановой. К сожалению, семейная жизнь получилась недолгой, уже через несколько месяцев Александр отправился в свой последний полет. Его 26-й день рождения друзья справляли так, как будто он жив и просто улетел в очередной рейс. Они все так надеялись, что Саша отыщется.
Анна Федоровна вспоминает, что в те годы самолеты вообще бились довольно часто. И никто их толком не искал, и техники необходимой не было, и гонять поисковые летные группы слишком накладно. А вот «Савойю-55» Святогорова искали, по словам Кирюхиной, несколько лет. В район, где предположительно произошла авиакатастрофа, периодически вылетали поисковые самолеты, но всякий раз возвращались ни с чем. Может быть, упорство, с каким искали «Савойю», связано с большой суммой денег, имеющейся на борту?
- Вы знаете, я всю жизнь себя считаю виноватой в том, что Саша тогда не вернулся, - на глазах моей собеседницы появляются слезы, - и зачем только я дала ему деньги на апельсины. Он часто летал на Сахалин и Камчатку. В те годы по северному завозу эти края намного лучше обеспечивались продуктами. Вот Саша и привозил нам в подарок апельсины, в небольших деревянных ящичках на 2-3 килограмма. А перед тем полетом я ему сказала, что мне неудобно уже, что он всегда фрукты на свои деньги покупает. Дала ему сто рублей и попросила, чтобы он на них купил апельсинов. Когда узнала о том, что Сашин самолет пропал, первым делом подумала, что, наверное, это была плохая примета - пилоту заказ делать. Ведь до этого он летал, и все было хорошо, и никаких предчувствий того, что с ним должно что-то случиться, знаете, как бывает у близких людей, ни у кого из нас не было. С тех пор ни разу в жизни никого и ничего не просила мне привезти.
Анна Федоровна говорит, что даже после трагедии родственников Святогорова не нашлось, может быть, их вообще не было в живых. Судьба его супруги Валентины тоже неизвестна. В том же 1935 году она вышла замуж за какого-то партийного босса, которого два года спустя объявили врагом народа и отправили в лагеря. Валентине дали 24 часа на выезд с Дальнего Востока, по слухам, она уехала куда-то на запад.
Оксана Омельчук, «Тихоокеанская звезда», 13 июля 2006

---------------------------------------------

Тайну авиакатастрофы разгадают через 70 лет?

Примерно в ста километрах от поселка Лазарева Николаевского района лесорубы нашли останки самолета, который, по предварительным данным, пролежал в тайге более 70 лет.
Лесорубы, которые обследовали новые деляны на берегу реки Тыми, случайно обнаружили под слоем мха и поваленного сухостоя деревянные щиты. Присмотревшись, они поняли, что перед ними сильно искореженный аэроплан. Первое же их предположение - видимо, найдено место авиакатастрофы. Конструкции летательного аппарата сильно повреждены - удар о землю был нешуточным.
В тот же день они сообщили о находке в поселковую администрацию. Взглянуть на нее отправилась экспедиция, в которую вошли начальник УВД поселка Лазарева, участковый инспектор и глава администрации поселка Владимир Сергеев.
- Большую часть пути удалось проехать на грузовике, так как дороги там все же есть, хотя и предназначены для техники с высокой проходимостью, - рассказывает Владимир Викторович. - А последние три километра мы шли пешком по непролазной тайге, провели осмотр местности.
Исследовать мельчайшие подробности аварии эта группа, конечно же, не могла. Решили на месте падения самолета ничего не трогать, чтобы не затруднить дальнейшую работу экспертов.
Удалось установить главное - некоторые конструкции летательного аппарата сделаны из дерева, значит, машина явно довоенная. Самолет, тем не менее, был довольно мощным, рассчитанным на перевозку либо пассажиров, либо грузов, поскольку у него оказалось два многоцилиндровых двигателя. Рядом обнаружили восемь баков из-под горючего, по 315 литров каждый, что подтвердило первоначальные предположения. Возле обломков нашли часть летной куртки, ботинок 36-го размера, часть человеческого черепа, кости.

О том, что самолет российский, а не японский, как сообщили некоторые СМИ, говорят найденные на месте экипажа монетки - 1929 года выпуска достоинством 20 копеек и пятикопеечная 1931 года выпуска, картонный лист в кожаной обложке, похожий на грамоту, - все надписи в ней съело время. А на куске крыла, который неплохо сохранился, удалось прочесть «Марчинетти», видимо, машина была сделана в Италии.

Наверное, поэтому у администрации Николаевского района, которая уже подключила к расследованию тайны потерпевшего в тайге аварию самолета военных и историков, возникла первая версия о том, что авиакатастрофа произошла в начале тридцатых годов прошлого века. Говорят, тогда на Дальний Восток перегоняли несколько летательных аппаратов, построенных в Италии. Гидросамолеты типа «Савойя-55» использовались в сложных дальневосточных условиях. По некоторым данным, их было куплено шесть штук.

Есть предположение, что командиром пропавшего без вести самолета был Венедикт Бухгольц, 1900 года рождения.
Но есть и другая версия. Как удалось узнать Владимиру Сергееву, в 1935 году в районе поселка Лазарева не вышел на связь пассажирский самолет, совершавший рейс Александровск-Сахалинский - Хабаровск. Управлял им пилот Александр Святогоров. Этот самолет тоже по сей день числится без вести пропавшим.

- Нетрудно догадаться, что было причиной аварии, - говорит Сергеев, - разбитый аэроплан лежит прямо у подножья очень крутой сопки, вершину которой легко не заметить при низкой облачности или тумане.
Есть информация, что лет двадцать назад была организована специальная экспедиция для поисков пропавшего в районе реки Тыми самолета. Место крушения самолета было найдено, члены экспедиции не сомневались, что это был борт именно Александра Святогорова. Но никаких следов людей, их останков тогда найдено не было. Как они могли исчезнуть? Ведь кроме членов экипажа Святогорова на борту были и пассажиры...
По словам Сергеева, в ближайшее время на место крушения самолета прибудут специалисты из краевого центра. Военные уже начали поиски информации об авиакатастрофах 30-40-х годов в своих архивах.

Оксана Омельчук, «Тихоокеанская звезда», 5 июля 2006.

Обращаемся к постоянным читателям «Тихоокеанской звезды» с просьбой: если вам что-нибудь известно об авиапроисшествиях, которые происходили в разные годы на территории края, напишите об этом. Таежные просторы Дальнего Востока хранят в себе еще много тайн.
-----------------------------------------------

О пропавшем самолете «Тихоокеанская звезда» писала в 1935 году

В минувшую среду «Тихоокеанская звезда» в заметке «Тайну авиакатастрофы разгадают через 70 лет?» рассказала о самолете, найденном в тайге недалеко от поселка Лазарева в районе реки Тыми Николаевского района. Конструкция потерпевшего крушение летательного аппарата, вещи, обнаруженные в его обломках, не оставляют сомнений, что трагедия случилась не один десяток лет назад.

Была высказана версия, что это могут быть фрагменты итальянского гидросамолета «Савойя-55», что он потерпел аварию в 1935 году во время рейса из Александровска-Сахалинского в Хабаровск. Что пилотировал машину известный летчик Александр Святогоров. Похоже, на сегодняшний день эта версия самая состоятельная.
Вряд ли известие о гибели самолета могло остаться незамеченным. Поэтому мы изучили подшивку нашей газеты за 1935 год. И нашли сведения, которые, возможно, помогут раскрыть тайну найденного в тайге самолета.

2 июля 1935 года в заметке «Где летчик Святогоров?» в «Тихоокеанской звезде» появилось первое тревожное сообщение о пропаже самолета «Савойя-55». Вот что в ней говорится:
«26 июня, в 10 час. 40 мин. утра из Александровска на Сахалине в Хабаровск вылетел пассажирский самолет «С-55» под управлением летчика Святогорова.

На борту самолета находилось 8 пассажиров, бортмеханик Стыченко и радист Ефремов. Погода в Александровске благоприятствовала. В течение 1 ч. 57 мин. радист Ефремов держал связь с землей, принимая сводки аэропортов о погоде. Последнюю сводку о погоде Святогорову передал Нижне-Тамбовский аэропорт, после чего связь с самолетом была прервана.
В этот же день пилот Александр Иванов вылетел из Нижне-Тамбовска на разведку. Когда он долетел до озера Кизи, внезапно надвинувшиеся облака, туман, ветер вынудили Иванова сделать посадку. По сведениям аэропортов, в день вылета Святогорова, несмотря на хорошую погоду в Александровске, в районе Татарского пролива у Де-Кастри был сильный шторм.

Вчера пилот Мазурук телеграфировал в управление гражданвоздухофлота из Александровска: «Уже 4-й день со дня вылета Святогорова стоит густой туман. Погода нетерпимо задерживает поиски. Я разговаривал по телефону с Совгаванью, где должен был сделать посадку Святогоров, однако ответ получил отрицательный. До сего времени судьба летчика Святогорова неизвестна».
Для розысков самолета «С-55» создана комиссия в составе тт.: Лапина, Западного и Остапенко.
По предположению работников гражданвоздухофлота, Святогоров мог сделать вынужденную посадку в Татарском проливе. На поиски Святогорова мобилизованы морские суда в Татарском проливе и самолеты».

3 июля в заметке «Розыски самолета «Л-840» наша газета сообщает: «Вчера редакция получила дополнительные сведения об исчезнувшем самолете летчика Святогорова «Л-840» (типа «Савойя-55»). На борту самолета находились пассажиры: Бараксин (механик Тымовской МТС) и его жена Ильинская с ребенком (Тымовское - поселок на Сахалине близ города Александровска. - Прим. авт.), Грановский (бухгалтер Сахлестреста), Докучева (жена сотрудника облзу), Корнышев и Меднис (инструкторы отдела АУРа), Шереметьев (директор Тымовской МТС) и Щетинин (бухгалтер МТС).

26 июня на вылете из Александровска летчик Святогоров получил в 10 часов утра следующую метеосводку из Нижне-Тамбовска: «Облачность слоисто-дождевая, высота 300 метров, ветер северо-восточный, 04 метра в секунду, видимости два-один километра. Осадки». Были получены метеосводки из других аэропортов, свидетельствующие о летной погоде. Через 1 ч. 08 мин. после взлета нижнетамбовская рация запросила самолет Святогорова о его местонахождении. В 11 часов 51 минуту был получен ответ: «Принял. Все ясно. Местонахождение неизвестно, туман. Следите за нами».
В 11 часов 58 минут радист самолета Ефремов передал следующее: «Сообщите авиасводку о погоде».
Тогда Нижне-Тамбовский аэропорт передал требуемую сводку. Сообщения о приеме сводки не последовало. В этот же день в 15 часов начались розыски. По телеграфу через посты ПВО были запрошены все населенные пункты. На следующий день пилоты Мазурук и Александр Иванов вылетели на разведку, которая закончилась безуспешно.
В этот же день в 13 ч. 25 мин. начальник штаба энской части заметил в районе Дунай моноплан с красными лентами на хвостовом оперении. Самолет показался у мыса Гинтер, курсом на юго-запад. У бухты Облучьево самолет сменил курс на норд. Высота полета достигла 1600 метров.
30 июня в беседе с пилотом Александром Ивановым заведующий плавсредствами рыбного промысла рассказала, что 26 июня между 12 и 14 часами, находясь в бухте Накатово, в течение 10 минут он слушал шум мотора. Самолета не было видно. Шел дождь. В этот же день капитан катера «Москальво» видел лично самолет Святогорова у мыса Чихачева низко летящим над водой. Розыски продолжаются».

4 июля, заметка «Самолеты вылетели на поиски Святогорова»: «Важное известие привезено летчиком И. Мазуруком. Второго июля вечером в Хабаровск прилетел пилот Мазурук, производивший поиски пропавшего самолета пилота Святогорова «Л-840». В поисках самолета он пролетел около пяти тысяч километров, опрашивал население - рыбаков, охотников и др. Поиски оказались тщетными.
Тов. Мазурук привез чрезвычайно важное известие. Нач. аэропорта Николаевска тов. Кочмарев, ехавший на катере «Москальво», заметил 26 июня между 12 -13 час. самолет Святогорова, пролетевший между мысом Чихачева и мысом Невельским, низко над водой. После этого самолет взял курс на реку Медвежью (приток реки Тыми. - Прим. авт.) и, подойдя к ней, скрылся в ее долине, направляясь на материк. Одновременно пост на мысе Лазарева услышал шум мотора.
В связи с этим сообщением, которое вносит некоторую ясность в вопрос о пути самолета Святогорова, комиссия по розыскам «Л-840» решила сосредоточить в этом районе все главнейшие спасательные средства.
Вчера в 9 часов утра из Хабаровска на розыск Святогорова вылетели пилоты Мазурук с начальником политотдела ДВ управления гражданвоздухофлота т. Остапенко. В тот же день, позднее, вылетел пилот Иванов. Кроме этого, на розысках работают два самолета Николаевского аэропорта».
8 июля, заметка «Розыски самолета «Л-840» продолжаются: «6 июля днем в Хабаровск прилетел пилот Мазурук с начальником политотдела гражданвоздухофлота т. Остапенко, производившие розыски самолета Святогорова «Л-840». Весь район Медвежьей реки, куда скрылся самолет Святогорова, был исследован до мельчайших подробностей аэропланами и катерами. Однако розыски по-прежнему оказались бесплодными. Вчера тт. Мазурук и Остапенко вновь вылетели на розыски «Л-840» по новому маршруту».
11 июля, заметка «Розыск самолета «Л-840»: «Вчера в Хабаровск прилетел пилот Мазурук с начальником политотдела гражданвоздухофлота т. Остапенко. В беседе с нашим сотрудником товарищи Остапенко и Мазурук сообщили следующее: «Прежде всего, нами было проверено сообщение т. Солдатенко о местонахождении самолета «Л-840» в районе поселка Погиби. Это оказалось слухом и не подтвердилось. Тщательный осмотр с самолета всего западного берега Амура от озера Удыль до Софийска и от Софийска до мыса Сущева также не дал никаких результатов.
Охотники Владимиров и Краснов утверждают, что 26 июня они видели самолет Святогорова, скрывшийся в районе горы Конической. 8 июля к юго-востоку от Богородска нами был замечен дымок, однако большая скорость нашего самолета не давала возможности детальнее исследовать это место. Посланный в этот район самолет «Ш-2» установил, что это был обыкновенный пал. Сейчас все поиски сосредоточены в районе мыса Лазарева, так как по достоверным источникам самолет «Л-840» может быть только в этом районе».

===============

Эта была последняя заметка о поисках пропавшего пассажирского лайнера. Тщательно, буквально по крупицам собираемая информация вдруг перестала волновать журналистов? Верится в это с трудом. Мы больше склонны верить, что дальнейшие сведения было решено засекретить. В те годы было принято скрывать «за семью печатями» информацию менее существенную, чем авиакатастрофы. И то, что о пропавшем самолете Святогорова цензура позволила говорить на страницах крупнейшей газеты Дальневосточного края, кажется странным. Потому что, если кто помнит, в советские времена писать о воздушных и прочих ЧП было настолько не принято, что гражданам и в головы не приходило, что авиалайнеры вообще способны падать. А вот и подтверждающая это заметка в «Тихоокеанской звезде» от 1935 года «Английские газеты считают советскую авиацию лучшей в мире», в которой говорится, что главный директор газетного треста Бивербрука лорд Кельросс считает, что СССР имеет «самый лучший воздушный флот в мире». А корреспондент «Нью Кроникл» Рональд Уокер пишет о том, что за период менее чем 10 лет у Советского Союза «выросли мощные крылья».
Согласитесь, рядом с такими характеристиками информация о гибели самолета не совсем уместна.
Вообще, судя по публикациям «Тихоокеанской звезды» 30-х годов, тема авиации была на пике популярности. Мечты о полетах настолько захватили народ, что при аэродромах создавались специальные курсы, где можно было научиться управлять самолетом в свободное от основной работы время. «33 пилота без отрыва от производства подготовил хабаровский аэроклуб», - писала «Тихоокеанская звезда».
В выходные дни на аэродромах устраивались массовки, куда собиралось по 500 человек. Близ летных полей устраивали выездную торговлю, читальни на свежем воздухе. Развлекали народ показательными полетами, прыжками парашютистов.
О достижениях советской авиации газета сообщала практически ежедневно. В июле 1935 года было опубликовано сенсационное сообщение о том, что перелет Москва - Хабаровск стал возможен всего за 33 полетных часа. До этого преодолевать этот путь пилотам удавалось за 48 часов.
А 6 июля 1935 года впервые самолет «П-5» доставил матрицы «Тихоокеанской звезды» во Владивосток. Вылетел он в 6 утра, в 11 утра матрицы поступили в типографию, и уже в 4 часа дня свежие газеты поступили в киоски. До этого наша газета доставлялась в Приморье поездом, поэтому читатель получал ее с опозданием в один день.
В августе того же года еще одна сенсация. В материале «Будут построены 16 новых самолетов-гигантов» сообщается о том, что советские граждане добровольно собрали 68113267 рублей и 14242 рублей в иностранной валюте на постройку мощных самолетов взамен погибшего лайнера «Максим Горький».
Осенью того же года в Хабаровск прибыл самолет «Коминтерн», который трудящиеся китайцы и корейцы построили на свои средства и подарили Дальневосточному краю.
Интересно, что даже в кинотеатре «Гигант» практически все лето идет фильм с названием «Летчики».
Среди всех этих оптимистических сообщений о развитии авиации вдруг история пропавшего самолета. И после 11 июля 1935 года о ней на страницах газеты больше не упоминается. Поиски были прекращены? Или молчание объясняется другими причинами?
Наша редакция намерена продолжить поиски информации, которая помогли бы разгадать тайну найденного в тайге самолета. Мы обратились за помощью в государственный архив Сахалинской области. Связались с историками из поселка Тымовское Сахалинской области, откуда были пассажиры. Запросили информацию в краевой ФСБ. О результатах поиска мы сообщим в ближайших номерах.
Тихоокеанская звезда, 7 июля 2006.


Светогоров

Previous post Next post
Up