Оригинал взят у
kirill_kvs в
ТИКСИ-1: жизнь на побережье Северного Ледовитого
Продолжу показывать Тикси, каким я увидел его несколько месяцев назад. Сегодня прогуляемся по улицам Тикси-1 - гражданского посёлка, расположившегося на побережье залива Булункан в одноимённой с посёлком бухте. Из лета в зиму: такой уж там климат - 40 морозных фотографий в репортаже.
История Тикси тесно связана с историей создания и развития Северного морского пути. Посёлок возник в 1933 году, как один из опорных пунктов этого, тогда еще только осваивавшегося маршрута.
В годы Великой Отечественной войны здесь формировались внутренние арктические конвои. В послевоенный период морской порт Тикси стал важнейшим транспортным узлом Якутии. Именно через него доставлялись на материк продукты и топливо в короткую летнюю навигацию: суда спускались от Якутска и через Тикси уходили в бассейны других якутских рек. Тогда же, посёлком заинтересовались военные: был построен аэродром, использовавшийся в качестве аэродрома подскока для стратегической авиации в составе Оперативной группы в Арктике (ОГА). Это был период расцвета посёлка. Помимо авиации, здесь размещались связисты, радиоразведчики, погранвойска.
О военных в Тикси я, кстати, рассказывал в своём
репортаже о военном городке Тикси-3.
Прошли годы, и не самые лёгкие для страны. Многое поменялось. Давайте посмотрим, как выглядит посёлок сейчас.
На въезде в Тикси:
1
Тикси образован в основном улицами Набережной, Морской, Ленинской, Трусова, Академика Федорова и пересекающими их переулками. Посёлок небольшой: за полчаса можно легко обойти всё вокруг.
2
Тикси - посёлок, не ставший городом. В период расцвета до нормативных 12 тысяч человек населения немного не дотянули, сейчас же и вовсе численность жителей сократилась более, чем вдвое. В тяжелые для посёлка годы многие уехали отсюда, бросая жилье, либо продавая его за бесценок - по цене одного-двух авиабилетов в Москву. Контингент военных тоже сократился. Освободившиеся квартиры занимали жители окрестных посёлков. Как итог такой миграции - более половины всего населения Булунского улуса, административным центром которого является Тикси, в самом Тикси и сосредоточено.
3
Центральная площадь, улица Ленинская. Здесь Православный храм, несколько магазинов, автобусная остановка:
4
Храм преподобного Серафима Вырицкого и святителя Николая Чудотворца был построен относительно недавно: освящение состоялось в 2014 году.
5
Единственный в Тикси автобус ходит строго по расписанию и останавливается здесь, у "Визита". Чтобы не мёрзнуть на улице в ожидании ПАЗика, лучше зайти в тёплый тамбур магазина. Стоимость проезда - 55 рублей, можно уехать в Тикси-3 и аэропорт.
6
Основной транспорт здесь - внедорожники. В основном это, конечно, Нивы и УАЗы всевозможных модификаций, их очень много. Есть и в заводской комплектации, и подготовленные для более серьезных испытаний, как автомобиль ниже. Если иномарки - то джипы. Обычных легковушек практически нет.
7
Есть и вот такие экземпляры: мирно проезжающие по улицам гусеничные вездеходы. В данном случае это ГТ-СМ, он же ГАЗ-71:
8
А вот еще один:
9
Транспорт, на самом деле, привычный для заполярья и тундровой зоны.
В Светлогорске я видел все примерно то же самое.
10
Улица Трусова - одна из центральных в Тикси. Здесь Сбербанк, пожарная часть, почта, государственные учреждения:
11
Дома здесь - в основном это трёх-четырёхэтажки по северным проектам на непременном свайном фундаменте. Высотой фундамента обусловлен доступ на первый этаж: нужно преодолеть высокое крыльцо.
12
13
В Якутске фундаменты многих домов утыканы
термосифонами, чтоб снизить пагубное для мерзлотного грунта влияние летнего тепла. В Тикси такой проблемы нет: средняя температура июля здесь всего +8 Цельсия. Положительные температуры держатся 3-4 месяца в году, хотя местные говорят, что климат меняется, и раньше было холоднее.
14
Есть и вот такие интересные дома:
15
Встречаются нежилые дома с заколоченными окнами и дверьми, порой они составляют целые кварталы:
16
В основном - это старые деревянные дома, построенные в первые годы активной застройки посёлка. У каких-то повело фундамент, жители других переехали в более комфортные каменные трёх-четырёхэтажки.
17
Отток населения тоже сделал свое дело, конечно. Контингент военных сократился, многие гражданские тоже переехали. В Якутск, например. Пик насёленности посёлка пришелся на конец 80-х годов: тогда здесь проживало почти 12 тысяч человек. По данным переписи 2016 года количество жителей составило 4556 человек.
18
На стендах рядом со зданием тиксинской гидробазы изображены важные этапы освоения Северного морского пути:
19
Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914-1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.
В 1932 году ледокольный пароход "Александр Сибиряков" под командованием капитана Владимира Воронина и начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта впервые в истории совершил сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. "Сибиряков" кстати - судно с очень интересной и трагической историей: построенный в начале 20 века в Великобритании, он успел побывать промысловым и грузовым судном, работал в Атлантике, в 1915 году был куплен СССР и долгие годы ходил с грузами в северных морях. 25 августа 1942 года пароход героически погиб в неравном бою у северного побережья Красноярского края, наткнувшись в Карском море на тяжёлый немецкий крейсер "Адмирал Шеер". Это было началом знаменитой обороны Диксона.
1977 год - важная веха в истории освоения просторов Северного Ледовитого океана. Тогда советским атомным ледоколом "Арктика" был совершён уникальный поход сквозь многолетние льды, завершившийся достижением Северного полюса 17 августа 1977 в 04 часа утра. Это было первое в мировой истории достижение Полюса кораблём в надводном положении.
20
Заходишь во двор и понимаешь, почему Уазики в цене:
21
Отдельная тема - местные вывески. Их много, и они прекрасны. Вот только часть из увиденного:
22
23
Некоторые магазины, похоже, не меняли вывеску на протяжении двух-трёх десятилетий:
24
25
26
27
28
"Телеателье" - кто помнит такие?
29
30
Площадь Победы выглядит грустновато: и дело не в самом монументе даже, а в заброшенном здании на заднем плане:
31
32
Отсюда хорошо виден знаменитый некогда морской порт Тикси. Считавшийся ранее одним из самых современных и высокомеханизированных в стране, сейчас он переживает нелёгкие времена. От объемов 80-хх годов не осталось и следа: если в рекордный для порта 1986 год грузопоток составил 860 тысяч тонн всевозможных грузов, то в последние годы он едва достигает 10 тысяч тонн. Нового оборудования порт не видел с 1984 год, и только благодаря усилиям коллектива портовое хозяйство поддерживается в удовлетворительном состоянии.
33
Еще несколько картинок.
Одна из улиц здесь - имени Артура Чилингарова. Знаменитый исследователь, путешественник, океанолог, Герой Советского Союза и Герой России попал в Тикси после училища, по распределению, и работал здесь в обсерватории Арктического и Антарктического института.
34
35
36
37
Школа. У детей свой транспорт, благо снега наметает с избытком и много горок, есть где покататься:
38
39
Прощальный взгляд на местные улицы - нужно торопиться, чтоб успеть на последний автобус.
40
Таким я увидел Тикси-раз. В чем-то он похож на другие северные посёлки, из тех, где мне уже доводилось бывать, но именно географическое положение делает его уникальным. Во время поездки я говорил с местными жителями: об особенностях жизни в суровом арктическом климате, о прошлом, и о будущем Тикси, и знаете в чём они едины? Несмотря на все проблемы и трудности, они очень тепло отзываются о посёлке и действительно любят свой Дом на берегу Северного ледовитого океана.
На сегодня всё.
Спасибо за внимание!