Вплоть до 1867 года американцы ("бостонцы") были известны тлинкитам лишь в качестве морских торговцев. Отношения между ними были, в основном, чисто деловыми, хотя обе стороны были не прочь при случае воспользоваться слабостью партнера в свою пользу. Это хорошо видно из путевого журнала Уильяма Стерджиса, побывавшего на северо-западном побережье на судне "Элиза" в 1799 году:
"25 марта... прибыл наш старый друг Кау [вождь кайгани]... вечер мы провели в беседе, которая касалась того, что пришлось ему вытерпеть от капитана Уэйка. Уэйк был загнан штормом глубоко в бухту Мирс-бей... В этом несчастье к нему прибыл Кау и провел судно в бухту Таддискей. Но капитан неблагодарно схватил его и не только сделал своим пленником, но и наложил на него кандалы и держал в таком положении до тех пор, пока тот не освободился сам. "Я сказал ему, - восклицал он, - что я вождь, а не обычный человек, что эти оковы позорны и бесчестят меня. Сними их и убей меня - я лишь поблагодарю тебя. Но он был просто большой вор, а не вождь."...
12 апреля... Капитан Лэй на куттере "Дракон" был в последний сезон атакован туземцами Чилкарта [Чилкат-куан] в середине дня, когда все его люди были на палубе. Они даже пытались овладеть одной стороной палубы его маленького судна и команда с трудом отбила их; но и после того, ободряемые их прежним успехом, они возобновили атаку и упорствовали до тех пор, пока бортовой залп не охладил их пыла. Впоследствии у Хутсенку [Хуцнуву-куан] туземцы вновь пытались захватить его, мстя за тех, кого он убил в Чилкарте... Туземцы были такими негодяями, что охотно давали лоцмана на судно, чтобы потом ограбить его и перерезать глотки команде в отмщение за своих людей, погибших в бесплодных попытках нападения на другие корабли...
24 апреля... Они [индейцы] отважны и дерзки до чрезвычайности. Чтобы внушить им страх, самое лучшее - это держать всегда [вооруженных] людей на реях... Один человек, сидящий вверху на корабельной рее, наводит на них ужас, так как им известно, что он со своим мушкетом посеет среди них большее опустошение, чем смогут сделать двадцать из них внизу на палубе. Одного вполне достаточно, чтобы держать их в порядке и они не сводят с него глаз все то время, пока стоят у борта словно ханжи с проповедника."
[The Journal of William Sturgis. Victoria, 1978, pp. 62,74,80]
После того, как в 1867 году Россия уступила Аляску США, ситуация изменилась. Известие об этом возмутило тлинкитов, утверждавших, что именно они - истинные хозяева проданной земли, которые и должны получить уплаченные за нее деньги.
Первые десять лет Аляска управлялась Военным Департаментом США. Войска под командованием генерала Джефферсона Колумбуса Дэвиса должны были контролировать торговлю мехами и препятствовать контрабанде спиртного. Однако, на деле сами солдаты и продавали алкоголь индейцам, и были причиной возникавших конфликтов. В итоге, все армейские посты, кроме одного, были покинуты военными уже к 1870 году. Некоторые вожди тлинкитов подумывали о начале открытой войны с американцами, но оставили эту идею после того, как вожди Чилката убедили их в том, что прибрежные селения индейцев беззащитны перед атакой американских военных кораблей. В том же 1869 году подтверждением тому послужила серия бомбардировок и разрушение селений Кэйка и Врангеля. В 1882 году был разрушен Ангун. Этими акциями карали тлинкитов за поступки, спровоцированные самими военными.
Аналогичные события происходили и южнее, на побережье Британской Колумбии, где отдельные убийства и нападения на белых также привели к морским карательным экспедициям - обстрел и сожжение селения квакиютль Nahwitti в 1850 и 1851 годах, селиния халкомелем на Купер-Айленд в 1864 году, селения нутка в бухте Клоукот в 1864 году, селения белла кулла Kimsquit в 1877 году, экспедиция 1864 года против чилкотинов.
Армия бвла выведена с Аляски, чтобы сражаться в Айдахо против не персе. Это побудило тлинкитов к действиям. На Ситке они снесли построенное военными укрепление и захватили брошенные постройки. Вождь кагвантанов Аннахуц заявил: "Русские украли эту страну у нас и, забрав отсюда большую часть пушнины, продали ее бостонцам за много денег. Теперь американцы раздосадованы, поняв, что русские их обманули. Они оставили эту страну и мы рады сказать, что спустя так много лет жестокой борьбы, мы вернули себе нашу страну." Ситуация накалялась. На Ситке белые страшились нападения индейцев, а во Врангеле агент боялся за безопасность тлинкитов и призывал армию, чтобы защитить их от скопища горняков и торговцев. В 1877 году на Ситку был направлен куттер "Корвин", который нашел мир и согласие между обитавшими там 1500 индейцами, 270 "полукровками", 15 американскими гражданами и 5 русскими. Однако, в 1878 году положение резко изменилось.
Главную роль в событиях, как и в 1802-1804 годах, сыграл вождь киксади, носивший родовое имя Катлиан. У него были причины для недовольства. При крушении шлюпки с рыболовецкой шхуны "Сан-Диего" вместе с ее капитаном погибло пять индейцев, другой тлинкит упился до смерти в компании белого человека, два тлинкита были арестованы по обвинению в убийстве на Горячих Ключах белого по имени Браун и его товарища (арестантов должны были отправить на суд в Портленд, Орегон на почтовом судне). Катлиан потребовал освобождения арестованных и выплаты клану тысячи долларов компенсации. Ему предложили двести пятьдесят долларов. Он их принял, но затем вернулся к первоначальному требованию. Столкнувшись с отказом, он стал побуждать киксади напасть на город и обратился за помощью к соседним куанам вплоть до Чилката. После совещания и хорошей выпивки в "большом доме" клана, все сборище двинулось к границам квартала, населенного белыми. Там полным ходом шли приготовления к обороне. Положение спас глава кагвантанов Аннахуц. Во главе своих воинов он преградил путь Катлиану (в числе прочего сказалось, видимо, и исконное соперничество обоих кланов). После нескольких мелких стычек нападающие отошли (в ходе этого Аннахуц был ранен, а еще один индеец убит). По просьбе белых жителей Ситки из Виктории (Британская Колумбия) прибыло вооруженное судно "Оспрей" под командованием капитана А.Холмса. На пароходе "Калифорния" в Штаты вывезли много белых женщин и детей, а также двух арестантов - убийц Брауна. Их судили в Портленде и повесили. Большая часть чилкатцев покинула Ситку в день прибытия британского корабля. Через три недели "Оспрей" сменило американское военное судно "Аляска".
То, что американцы не покинут Аляску, тлинкитам стало окончательно ясно в 1879 году, когда в Проливах появился "Джеймстаун" под командованием Лестера А. Бедсли. К этому времени американцы наконец оценили богатейшие рыбные и минеральные ресурсы этой земли. Флот должен был открыть Аляску для белых поселений. Как это делалось, показывает пример Чилката.
Чилкатцы контролировали пути, ведущие вглубь материка. Монополия на торговлю с тамошними племенами была источником их богатства. В 1880 году коммандер Бедсли начал переговоры с целью открыть эти пути для белых старателей. В своем послании он заверял вождей Чилката в том, что белые пойдут в те земли не ради торговли мехами, и не повредят сделкам тлинкитов. Военный корабль с командой в двадцать матросов и орудием Гатлинга экскортировал в Чилкат пять парусников с вооруженными старателями. Переговоры открыли демонстрацией мощи орудия. Затем офицер зачитал письмо Бедсли. В итоге вожди согласились открыть золотоискателям перевал Чилкут.
В 1880 году тлинкит из Аука по имени Kaawaa'ee привел к золоту в Джуно старателей Джо Джуно и Дика Харриса. После этого открытия белое население Аляски стало стремительно расти. Сознавая, что защитить свои земли военным путем они не в состоянии, тлинкиты обращаются с петициями к правительству США. В 1889 году кланы организовались и наняли юриста, чтобы защищать свои права перед президентом. Представителем кланов был избран нанъяайи Шэйкс. Но петицию игнорировали. В 1899 году несколько кланов избрали вождя Джонсона из Таку для подачи повторного прошения в Конгресс. А в 1912 году в Ситке было основано Братство Аборигенов Аляски (ANB) и в борьбе тлинкитов за свои права наступил новый этап.
https://www.first-americans.spb.ru/n6/koi/tlinkit.htm