Деятельность Русской Православной Церкви в Северной Америке...(6)

Jan 26, 2015 21:39




6. Переходный период (1867-1870)

6/18 октября 1867 г. в столице Русской Америки, согласно договору об уступке Россией Аляски Соединенным Штатам Америки, при залпах русской береговой батареи и американской судовой артиллерии, был спущен триколор РАК и взвился звездно-полосатый флаг США.
Русское духовенство, жившее в Ново-Архангельске, было свидетелем этого исторического события. «Стоящий за Барановской горкой крейсерок начал спускать свой флаг. Со стремнинною быстротою сбежал также и флаг над комендантским домом <...> Один только восьмиконечный крест Архангелова храма отчетливо вырисовывался в своей царственной выси над городом, предгорьем и взморьем, - пишет иеромонах Антоний. - Подходя к Миссии, я услыхал, как дети - иннокентьевские приютяне пели вечернюю песнь Софрония Иерусалимского Свету Тихому («Свете тихий» - авт.), милостиво еще охраняющему на далечайшем отоке тихого моря великое знамя нашего Православия».

После 1867 г. уступленная Россией США часть Северо-Американского материка получила статус «территория Аляска». При этом Русская православная церковь сохраняла за собой право продолжать там свою деятельность. По настоянию архиепископа Иннокентия, во второй статье «Договора об уступке Российских северо-американских колоний» говорилось: «Храмы, воздвигнутые Российским правительством на уступленной территории, остаются собственностью членов Православной Церкви, проживающих на этой территории и принадлежащих к этой Церкви»{506}. Вместе с тем, по решению [151] Св. Синода, на содержание Аляскинской епархии ежегодно отчислялся один процент от суммы, полученной от продажи Аляски (7 200 000 долларов), т. е. 72 000 долларов. Эта сумма и была финансовым базисом существования русской православной церкви в Америке в дальнейшем{507}.

После 1867 г. православные на Аляске и в Калифорнии объединялись вокруг своих храмов. Церковные общины, приходы сплачивали русских, креолов, алеутов и индейцев. Благодаря этому уклад жизни на Аляске, особенно быт потомков первых русских поселенцев Нового Света изменялся мало и индеец, повторяющий молитву на церковно-славянском языке, не редкостью был на Аляске не только в конце XIX, но и в XX в. Особой приверженностью к русским обычаям и верованиям отличались аляскинские креолы. Из их среды вышло много священников, диаконов, церковнослужителей.

До 1867 г. епископ Ново-Архангельский состоял в подчинении Камчатской епархии. Резиденция архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия находилась в г. Благовещенске на Амуре. В 1868 г. владыка Иннокентий стал митрополитом Московским и Коломенским и пребывал на этой кафедре вплоть до своей кончины в 1879 г. (В 1977 г. по прошению Св. Синода православной церкви в Америке он был канонизирован Св. Синодом русской православной церкви){508}.

В 1867 г. последний правитель Русской Америки, капитан 1-го ранга, князь Д. П. Максутов, сдал дела американскому генералу Дэвису{509}. Однако наряду с упраздненной светской властью, в русских селениях имелась еще власть духовная. На окраине Ново-Архангельска, на берегу Тихого океана, в двухэтажном деревянном доме находилась резиденция епископа Ново-Архангельского Павла. (В год передачи Аляски он прибыл сюда для управления Камчатско-Алеутской епархией). Тут же помещалось духовное правление и жил благочинный американских церквей и миссий, протоиерей о. Павел Кедроливанский, два священника и причт. «Положение духовной миссии было еще более затруднительнее, чем светской власти, - отмечал один из очевидцев «переходного периода». - Средства миссии были незначительными, и хотя алеуты все номинально были православные и религиозные, но в сущности столь неразвиты, бедны, дики, разбросаны незначительными селениями по островам обширной территории, что продолжать миссию распространения Православия на алеутских островах стало невозможным»{510}. [152]

Так что прибывший на Аляску в 1867 г. епископ Павел должен был возвратиться обратно в Сибирь, а духовенство перенесло свой центр духовной деятельности в Сан-Франциско(Калифорния), где последний из благочинных русских колоний, о. Павел Кедроливанский трагически погиб. Его нашли на улице с проломленной головой... {511}.

Важным свидетельством о положении Православия в утраченных землях являются записки С. Н. Буйницкого, который летом 1870 г. по поручению секретаря казначейства Соединенных Штатов посетил Уналашку, а также о-ва св. Павла и св. Георгия. К тому времени население насчитывало 600 человек на Уналашке, 240 на о-ве св. Павла и 125 на о-ве св. Георгия. «Все взрослые, как креолы, так и алеуты, хорошо говорят по-русски, многие читают церковную грамоту весьма удовлетворительно, а некоторые сведущи также и в гражданской грамоте, - писал С. Н. Буйницкий. - По свидетельству уналашкинского священника (из алеутов) отца Иннокентия Шаишникова, к приходу которого принадлежат и жители островов св. Павла и св. Георгия, прихожане его искренне привязаны к Православию и усердно посещают храм Божий. В справедливости сего я имел случай убедиться личным наблюдением на о. св. Георгия, где я пробыл, по обязанностям службы, с лишком три месяца. Каждое воскресенье и каждый праздник все население от мала до велика отправляется в церковь, где, за неимением священника, пономарь, с участием весьма изрядного клира из алеутов и креолов, одаренных приятным голосом и верным слухом, исполняет все те отделы литургии, исполнение которых не предоставлено исключительно иерею. Во всякий бараборе (избе) находятся святые иконы, и ни один алеут, по входе, не сядет, не совершив предварительно крестного знамения и поклонения иконам. В ежедневных моих сношениях с жителями о-ва св. Георгия, я вполне убедился, что православное образование имело самое лучшее влияние на их нравственное развитие и сделало их истинными христианами - людьми кроткими, добродушными и милосердными. Православие - такой след русской цивилизации на Алеутском архипелаге, которым справедливо может гордиться русская национальность».

В 1870 г. была учреждена отдельная епархия Алеутских островов и Аляски, включившая в себя все православные приходы на территории Америки, и в истории православия в США была открыта новая страница..."(с)



Русская Америка

Previous post Next post
Up