May 20, 2022 10:40
Две недели назад мне нужно было оказаться недалеко от Мюнхена, и я решила воспользоваться ситуацией и поехать оттуда не обратно домой, а дальше в сторону Австрии, до которой оттуда рукой подать.
В воскресенье я приехала из Мюнхена в Зальцбург в гости к своей подруге, пианистке, с которой мы познакомились ещё в 2014 году в Ахене, где был для нас обеих первый ангажемент в Германии, потом неожиданно снова встретились в Хайдельберге, где у неё было постоянное место, а у меня гостевой контракт. Потом я переехала в Кайзерслаутерн, который находится довольно близко от Хайдельберга, но вскоре она получила место в Ландестеатре в Зальцбурге и уехала туда. С тех пор мы виделись довольно редко, но метко - каждый раз с весёлыми приключениями. Но, так или иначе, 600 км друг к другу часто не поездишь, зато от Мюнхена мне было полтора часа с хвостиком.
На следующий день подруга была на репетиции, и я встретилась с девочкой, с которой мы одновременно учились в Веймаре. Мы никогда не были близкими друзьями (она была на первом семестре бакалавриата, когда я начала учиться там в магистратуре, так что мы практически не пересекались), но всегда были приятны друг другу. Сейчас она выросла в оперную певицу и наш общий пласт как будто сузился. Она закончила магистратуру в Моцартеуме и осталась жить в Зальцбурге, потому что это прекрасный город, а когда ты свободный художник, то почему бы не жить там, где тебе хорошо и приятно?
/Лирическое отступление/ Мы гуляли по городу, и я никак не могла отвязаться от мысли, что всё пошло не так жить в красоте и культуре - это не просто приятно, но и необходимо для человека, который непосредственно связан с этими понятиями. Я постоянно чувствую себя борцом за прекрасное, говорю о важности культурного просвещения и делаю всё возможное, чтобы нести разумное, доброе и вечное в массы. Но как ни старайся, нельзя изменить что-то глобально в одиночку. И вот я уже подзабыла, но, оказывается, есть места, где не надо ни за что бороться и ничего доказывать, потому что эти установки уже и так есть по умолчанию. И ты такой чешешь затылок и думаешь - ну и зачем я убиваю своё время и силы на что-то, чего всё равно не добиться в нужной степени, когда это есть уже в готовом виде где-то ещё, и время и силы можно расходовать на совсем другие высоты?
В общем, это как с отношениями, из которых никак не хватает сил выйти. В голове уже сидит, что всё не то, но нужен какой-то волшебный пендель. Но хорошо, что хотя бы в голове уже прочно сидит - надо менять дислокацию, чтобы прекрасное было со всех сторон! /Конец лирического отступления/
Потом мы встретились на обед все втроем, и я смогла побывать "артистической свахой", познакомив хорошую пианистку и хорошую певицу из одного города, что никогда не бывает лишним.
Ну а вечером я уже поехала дальше, в Вену, чтобы навестить свою дорогую подругу и partner in crime, с которой столько пережито вместе, и тоже почти совсем нет времени и возможности видеться, находясь так далеко друг от друга.
С вечера понедельника по субботу я провела в Вене. Там мне совсем не хотелось музеев, достопримечательностей и туристических маршрутов - да и зачем они, если есть друзья, еда, прогулки куда глаза глядят и зоопарк с капибарами :)
По удивительному стечению обстоятельств, в то же самое время в Вену навестить мою подругу (и сыграть концерт) приехала ещё одна наша общая знакомая, с которой мы вместе учились в Веймаре. Так что первые два дня мы были вместе, на третий день она уехала, моя подруга ушла работать, а я встретилась со своей коллегой по "Альчине", которая тоже живёт в Вене.
/Лирическое отступление/ У коллеги дома я познакомилась с её другом, который с будущего сезона принят в оперную труппу Венской Оперы. В итоге мы все вместе пошли ужинать, и я снова оказалась артистической свахой, познакомив ещё одну хорошую пианистку с ещё двумя хорошими певцами. У меня вообще много классных знакомых, я с удовольствием им друг о друге восторженно рассказываю и друг другу представляю. Но тут меня опять уносит в прошлые размышления. В Зальцбурге и Вене такая концентрация людей искусства, что там сам бог велел знакомиться, объединяться и делать что-то прекрасное вместе. Можно, конечно, воображать себя серым кардиналом, из своей немецкой провинции управляющим судьбами в Вене и Зальцбурге, но, честно говоря, мне было бы приятнее, если бы меня саму вот так знакомили с чудесными людьми, с которыми можно делать что-нибудь прекрасное и сумасшедшее. /Конец лирического отступления/
Ну в общем, выбраться на неделю из своих четырёх стен и непрекращающегося внутреннего монолога туда, где добрые друзья и красота вокруг, оказалось отличной перезагрузкой.
Отдельно нужно рассказать про кулинарный туризм, который я в этот раз предпочла историко-архитектурному.
Во вторник мы гуляли без цели, и когда пришло время обеда, я просто тыкнула в гугл-карты, указав им "итальянский ресторан". Ближайшим к нам пунктом была некая Regina Margherita, нам понравилось название, и мы туда отправились. Это оказалось красивейшее место, где нам чудом достался столик у окна без резервации. Блюда были настолько же красивыми, настолько и вкусными, и мы провели там волшебное время, и расплачивалась я, несмотря на непривычную для моего обычного бюджета сумму, с радостной улыбкой.
В среду мы пошли делать то, что обязан сделать каждый турист в Вене - есть знаменитый шницель в ресторане Figlmüller. Там подают классический венский шницель, который в диаметре в полтора раза больше собственной тарелки. Если кто-то соберется проверить - есть два Фигльмюллера, примерно в 200 метрах друг от друга. Один - большой просторный новый ресторан, второй - маленькая уютная таверна с террасой. Идти нужно непременно во второй! Я забронировала случайно столик в первом, потому что не разобралась с картинками в интернете. Девушка, встретившая нас на входе, посмотрела на нас, как будто мы пришли прямиком из картонной коробки под мостом, и проводила нас к столику за углом ещё до входа в основной зал. Я в недоумении спросила, можно ли нам выбрать другой столик. Опешив от моей наглости, она позволила нам пройти дальше. Мы хотели к окну, но она сказала, что у неё всё занято, хотя ресторан был на 2/3 пустым, а я специально резервировала заранее. Короче, мы оттуда ушли и решили попытаться попасть в соседний, маленький и уютный, который всегда заполнен. Но и тут нам улыбнулась удача - столик на террасе, который как будто нас только и ждал! Единственным нюансом оказалось, что классический венский шницель из телятины подают только в большом унылом ресторане, а в этом - то же самое, но из свинины. Но мы не сильно расстроились, потому что был ещё куриный шницель. Он не свисал с тарелки, но тоже был огромным и, главное, вкусным.
Ещё отдельного упоминания заслуживает кафе Aida возле Собора св. Стефана. Там всё розовое и в цветах, и официантки одеты как куклы Барби, и там невероятное разнообразие пирожных, мороженого и прочих сладостей. К счастью для наших кошельков и желудков, у нас было мало времени, так что мы заказали только айс кафе (ну или в моём случае айс шоколад, как это вообще по-русски?), пофотографировались у цветочной стены с неоновой надписью "chocoholic" и побежали дальше.
Когда мы решили поужинать с моими знакомыми певцами, они отвели нас в биргартен недалеко от их дома. Это было первое не туристическое место, совсем непримечательная дверь посреди дороги, за которой открывался довольно просторный ресторан с уютным внутренним двориком. Как и полагается уважающему себя биргартену, нам предоставили отдельную пивную карту, но и домашние лимонады тоже были отличные. Ещё сейчас сезон спаржи, чему было посвящено ещё одно отдельное меню, и мне досталось фантастическое ризотто с белой и зелёной спаржей.
Много ещё хипстерских кафе с вегетарианскими меню и странными напитками, на улице можно купить свежие смузи из овощей и фруктов, и вообще, кулинарная палитра поражает своим разнообразием (ну, по крайней мере меня, приехавшую из региона дёнеров и в лучшем случае азиатского общепита).
/Лирическое отступление/ Когда живёшь в большом городе, где есть всё на любой вкус, то, конечно, не замечаешь, насколько это важно. Я, вот, очень страдаю оттого, что в К. нет ничего, даже отдалённо напоминающего домашнюю еду. У нас действительно на каждом шагу можно купить кебаб, а также есть дорогие рестораны, в которые нужно прийти, заказать, подождать и т.д. Я мечтаю о супном баре (у нас был такой в Веймаре - малюсенький зал на четыре столика, в меню каждый день три вида супа, можно выбрать размер порции и взять к этому ещё напиток или салат, и всё)! И скучаю по "Граблям" или хотя бы Крошке-картошке %) И это всё - часть менталитета. Есть города, в которых совершенно не рентабельно ставить барочную оперу или открывать супный бар. /Конец лирического отступления/
На обратном пути из Вены я остановилась на ночь у коллеги в Мюнхене. Вечером долго говорили с его женой, тоже приехавшей когда-то из Москвы, тоже учившейся в Веймаре и тоже прожившей несколько лет в Кайзерслаутерне, и понимающей без слов всё то, что мне так нелегко формулировать.
/Лирическое отступление/ Вообще, очень интересно, что пока я жила дома, я никогда даже не задумывалась про слои общества и подобные темы. Да и во время учёбы, не важно где, мне встречались люди с похожим бэкграундом, просто потому что иначе мы бы там все вместе не оказались. Но вот в последние годы я прямо отчётливо ощущаю, что такое интеллигенция (а в моём случае московская еврейская интеллигенция) и как этот слой далёк от "среднего по палате" там, где я сейчас нахожусь. Таким чудовищным снобом я себя никогда не чувствовала! Мне всегда казалось, что у меня нет никаких особых представлений и высоких стандартов, но оказалось, что всё вообще совсем не так. И очень большое облегчение, когда хотя бы мимолётно встречаешь кого-то, кто пришёл из тех же условий и кто может напомнить, что нет, всё с тобой в порядке, ты нормальный, просто среда не та. Такое бывает. Надо менять. /Конец лирического отступления/
А так-то дома хорошо! Посадили на балконе помидорки, клубнику, мяту, розмарин и лаванду. По квартире летают два миньона. В гостевой комнате живёт сценограф нового спектакля нашего театра. Я задумала большой сольный концерт на тему изгнания и прощания с родиной, чтобы хотя бы через музыку дать выход мыслям и чувствам, которым по-другому никак не выйти.
поездки,
наблюдения,
лытдыбр,
размышления