Jul 04, 2019 08:18
В Германии сольно стоящие на сцене люди (певцы, актёры, танцовщики) - единственная группа театральных работников, у которой нет профсоюзов, чётко установленных прав и ставок. У всех остальных, от хора и оркестра до рабочих сцены и вахтёра, совсем другие контракты и зарплаты. Место они тоже получают один раз и навсегда, до 65 лет, когда каждому положено уходить на пенсию. Мы получаем контракт максимум на два года, но чаще на один, и в начале каждого сезона нам могут сообщить, что на следующий сезон контракт не продлевают. У нас тоже есть "неувольняемость", но неувольняемым артист становится после 15 лет, проведенных без перерывов в одном театре, что практически невозможно, потому что интенданты в театрах меняются чаще, а каждый новый руководитель распускает труппу и собирает новую, а во-вторых, см. предыдущий пункт - когда все находятся в условиях, что артиста можно заменить на нового каждый год, никому не интересно терять такой рычаг управления и возможность взять кого-то молодого и свежего на место, которое занимает неувольняемый. Как итог - человека, независимо от его профессиональных качеств, увольняют незадолго до пятнадцати лет работы, и условная субретка сорока пяти лет оказывается на улице, никому особо не нужная, потому что в её амплуа достаточно двадцатилентних и потому что за годы работы на одном месте она не обзавелась ни контактами, ни связями, и понятия не имеет о профессиональной жизни за пределами своего театра. Поэтому многие плюют на розовые мечты о звёздной карьере и летящих на сцену букетах и устраиваются работать в хор, где один раз полученное место означает, что ты устроен до пенсии, и где минимальная зарплата в полтора раза больше, чем среднестатистическая зарплата опытного солиста.
Есть люди, которых такой расклад вполне устраивает. Есть люди, которые стремятся перейти из одного театра в другой, больше и лучше, и если им это удаётся - это большая удача, хотя о перспективе "неувольняемости" при таком раскладе сразу можно забыть.
Кто-то не выдерживает и уходит на вольные заработки. Приглашённый артист получает за один спектакль с среднем больше, чем штатный артист, участвующий в том же спектакле, получает за месяц. Два гостевых проекта в сезон могут легко перекрыть годовой заработок солиста труппы. Правда, фрилансер обязан сам платить все налоги и страховки, самостоятельно учить роль, то есть оплачивать свои репетиции с концертмейстером, сам снимать себе жильё в городе, где он будет "гостить", а также иметь очень хорошего агента и большое имя, чтобы быть уверенным, что у него будет хотя бы эти самые два проекта в сезон. В противном случае человек к тем же условным сорока пяти окажется условно на той же самой улице, где уже сидит наша поистрепавшаяся субретка, потому что если у тебя место в театре, то, каким бы он ни был и что бы тебя там ни заставляли делать, это хотя бы какая-то стабильность и средства к существованию, а если фрилансер не выдерживает конкуренции, он остаётся ни с чем. Конечно, кто не рискует, тот не пьёт шампанское, но категория тех, кто рискнул, всё потерял и теперь просто пьёт, тоже слишком велика, чтобы её игнорировать.
Нельзя однозначно решить, какое направление лучше и практичнее. Рациональный подход тут совсем не работает, а логика и просто отсутствует, потому что весь процесс - уравнение с бесконечным количетвом неизвестных.
Поэтому не имеет смысла спрашивать у человека творческой профессии, какие у него *планы* - он всё равно даже не поймёт, что имеется в виду.
театр,
Германия