Оригинал взят у
julug в
про домашнее обучениенаконец-то сочинила для orangefrog
пост про домашнее обучение, давным-давно анонсированный. но поскольку в ЖЖ у меня больше единомышленников, пусть он и здесь будет, вдруг кто-то захочет обсудить. и сразу предупреждаю, что мы начинающие хоумскулеры. так что может быть где-то мои ответы выглядят претенциозно, где-то наивно, где-то резко, но я старалась писать как есть.
Второй год мой сын учится дома. Для нас это простое и логичное решение. Близкие люди его поддерживают и принимают. Но все-таки регулярно мне задают одни и те же вопросы. Так что я решила ответить на них письменно.
1. А как же социализация?
Если заглянуть в словарь, можно узнать, что социализация, это “процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.” Первичная социализация проходит в малой группе (обычно в семье), вторичная в большой группе. И именно за нее и волнуются спрашивающие. Но домашний ребенок не заперт дома, он регулярно общается с людьми. Обычно, это дружески настроенные, увлеченные и интересные люди, взрослые и дети, жители разных стран. Будет ли это разнообразное общество хуже случайно собранных однолеток, находящихся во власти учителя? Будут ли нормы и ценности этого общества хуже, чем нормы и ценности школы?
Но тем не менее я все равно все время придумываю, как создать сыну группы для общения. Не из-за социализации, а потому что праздники, игры, приключения лучше идут в детской компании. И другие хоумскулеры, насколько я знаю, тоже этим занимаются, так что именно они и должны спрашивать у родителей школьников: “А как же ваша социализация?”, поскольку однобокий навык выживания в школе обычно недостаточен для того, чтобы стать полноправным членом общества.
2. Как ребенок сможет узнать о разнообразии мира?
Если говорить о разнообразии знаний и впечатлений, так домашнее обучение намного превосходит по их объему школьное. У нас есть время искать ответы на вопросы и возможности не только проходить тему за темой, но проживать каждую из них. Но спрашивают не об этом, а о разных людях, разных ситуациях, с которыми домашние дети сталкиваются редко. На самом деле и домашние дети, и школьники одинаково видят неприятные стороны нашего мира, как бы не хотелось их скрыть - не получится. Отличие лишь в том, что домашний ребенок твердо знает, что он не обязан находиться рядом с человеком, который его унижает, в неприятном месте и в трудной ситуации. Школьник смиряется со всем этим. Но нужно ли такое умение смиряться и лучший ли это способ приспособиться к жизни?
3. Как ребенок научится преодолевать трудности, справляться с неприятными ситуациями?
Мелких трудностей и неприятных ситуаций и у домашнего ребенка множество - уживаться с родителями, писать прописи, договариваться с друзьями. И мне кажется, что как раз на них и нужно учиться, а не пропускать ребенка через лотерею “что нас не убивает, то делает сильнее”.
4. Разве хорошо, когда маме приходится становиться учителем, не портит ли это отношения в семье?
Мы не превращались в тренеров, когда наш ребенок учился ползать и ходить и не превращались в логопедов, когда сын учился говорить. Почему же мы должны превратиться в учителей для того, чтобы обучить ребенка грамоте?
Я учу сына как мама. Иногда мне приходится быть требовательной, иногда я раздражаюсь, иногда теряю терпение. Но точно так же я себя веду, когда пытаюсь мотивировать сына убрать игрушки или ложиться спать. И именно какие-то родительские хитрости, игры, выдумки помогают мне справляться с трудностями в учебе сына также, как я справляюсь с любыми другими родительскими трудностями.
5. Как преподавать маме без образования?
Можно ли одновременно придавать школе такое большое значение и так мало ценить полученные в ней знания и навыки? Я уверенна, что даже если чего-то не знаю, смогу разобраться. Хотя мне немного странно доказывать, что я в состоянии прочесть учебники начальной школы и даже решать задачи и выполнять упражнения.
6. А если чему-то научить не получится?
Если кончатся терпение и вера в себя, всегда можно обратиться к специалисту.
7. А вдруг упустишь что-то важное?
Я не знаю, из чего складывается вера родителей в школу, вера, что там ничего не упустят. Но я про себя знаю, что могу упустить и не придать значения. Ничего страшного, мы всегда сможем заполнить пробел, когда его заметим. Страшно упустить что-то, когда смотришь на предмет окруженный рамками стандартов образования. А в жизни любые области знаний бесконечны и необъятны.
8. Разве правильно всю себя отдавать ребенку?
Конечно неправильно, у родителей должны быть свои дела и увлечения. Но на домашнем обучении очень многие знания дети получают между делом - за завтраком, в разговоре, на прогулке. А “сидеть за партой” приходится совсем немного (моему сыну - примерно час в день). Мне кажется, это даже меньше, чем родители школьников сидят с детьми над ежедневными домашними заданиями.
9. Как организовать себя и ребенка на ежедневные занятия?
Много лет назад меня спрашивали, как можно работать дома, если над тобой не стоит начальник и не говорит, что делать. И я тогда отвечала “не знаю” и теперь отвечаю так про обучение. Я умею организовать себя и мне кажется, что научить ребенка самоорганизовываться даже важнее, чем отработать с ним всякие “жи-ши”. Но секрет самоорганизаци не стоит искать в сильной воле. Он в мотивации и в понимании собственных целей и желаний. Если нам с сыном хочется учиться дома, причем больше времени заниматься приятным и интересным и меньше времени тратить на подготовку к экзаменам, мы найдем в себе силы для регулярных занятий.
10. А что делать, если ребенок не захочет заниматься?
Сын регулярно не хочет. Неделю, две все идет гладко, а потом вдруг бунт. Тогда мы садимся и в очередной раз начинаем разбирать, проговаривать почему он должен, какие есть альтернативы. Мне кажется, сын уже хорошо понимает, что заниматься нужно, только время от времени ему необходимо выплеснуть свой протест против неприятных и скучных дел. И это его право.
11. А если вам надоест, если ребенок начнет проситься в школу?
Решение учиться дома не принимается раз и на всю жизнь. Если ребенок настойчиво станет проситься в школу - пусть идет. Кажется, что готовность менять способы обучения по запросам и потребностям всех участников - самое важное.
12. А что делать, если у ребенка обнаружатся проблемы с учебой?
Если проблемы есть, они обнаружатся и в школе. Но решать их намного комфортнее дома - в своем режиме, отслеживая реакции ребенка и его успехи. И не стоит думать, что на домашнем обучении родитель останется с проблемой один на один, всегда можно найти тех, кто разберется в причинах трудностей, подскажет, поможет.
13. А если родственники и друзья не одобрят решение учить ребенка дома?
Прежде всего нужно разобраться, кто эти люди. Для того, чтобы обучать ребенка дома, можно обойтись без разрешения соседки или медсестры в поликлинике. Но тех, кто вместе с нами растит, воспитывает и любит ребенка, игнорировать нельзя. Значит нужно искать компромиссы, договариваться на пробный год или наоборот соглашаться с ними с условием “до первых трудностей”. Но как решаются такие проблемы не знаю, мне повезло.
14. А вдруг ребенок без школы будет целыми днями слоняться без дела и играть в компьютерные игры?
Если ребенок целыми днями делает то, что нужно другим, в свободное время у него часто нет сил на собственную деятельность. Поэтому кажется, что оставшись без присмотра он только слоняется и тянется к пассивным развлечениям. У ребенка на домашнем обучении обычно много времени и сил, и он стремиться изобретать, узнавать новое, мастерить, играть, читать. Хотя это не всегда те дела, которые нравятся родителям и кажутся полезными, но это важные детские дела.
15. А вдруг ребенок вырастет и обвинит, что вы лишили его радостей школы?
Никто из нас, родителей, не знает, что скажут дети, когда вырастут. И глупо жить ради будущей их благодарности. Поэтому мы живем ради сегодняшнего дня. У нас в семье ни у кого нет офиса и школы, чтобы можно было сбежать от домашних проблем. Поэтому нам очень важно сделать так, чтобы дома было уютно и спокойно, друг с другом - весело и интересно, а наедине с самим собой никого из нас не мучило ощущение, что мы живем чужой, неправильной жизнью.