Домашнее видео Барина

Jun 02, 2011 10:12



Эпиграф:

Может быть всё это только снится,

Что во сне я вижу жуткий сон -

На меня по встречке быстро мчится

Ровер чёрный!

За его рулём -

Царь и Бог,

а между ними Бесогон…

Заставила себя посмотреть «Предстояние» и «Цитадель». Много пишут и ругают эти фильмы, потому захотелось заиметь своё собственное мнение на этот счёт.

Этот пост никаким образом не является рецензией этих фильмов (хотя соблазн велик) или их пересказом (хотя не без этого). Просто хочу поделиться своим мнением, своими наблюдениями и удивительными открытиями.


     Фильмы совсем не про войну (об этом чуть ниже). И это, увы, не шедевры, особенно если сравнивать, например, с первой серией трилогии. После просмотра некоторое время думала о том, что хотел сказать этими фильмами Никита Сергеевич. Как-то всё аллегорично, иносказательно, размыто, нечётко. Все эти перескоки с сюжета на сюжет. Все эти не к месту бабочки, пчела на бутерброде Сталина, этот назойливый комар.

Догадка пришла неожиданно и она же меня просто ошеломила, но всё сходится. Я уверена, что Михалков снял фильм про себя и про своё прошлое, нынешнее (и, видимо, последующее) поведение в обществе, о своём отношении к жизни, о первостепенных ценностях в этой жизни. Потому кинорежиссер и играет в фильмах главную роль - ему это весьма близко, никто другой ЭТО ТАК не сыграет.

Для Михалкова (и Котова) есть место в жизни предательству. Предавать можно, предавать выгодно. Можно говорить одно, делать другое, поступать совсем иначе. Главное - приспособится к этой жизни, желательно - к сладкой жизни. Можно зарубить священника, а потом романтично и философски вспоминать об этом. Можно убить много народа, а потом просить у Бога жизнь. Можно любить и предавать, а потом опять любить.

Михалков в фильмах не только Котов. Этот задолбавший всех комар - тоже Михалков. Вроде фигня в этом эпизоде - летит комар, пытается сесть, присосаться, напиться кровушки. Ан нет! Уж не знаю, умышленно или подсознательно, этот эпизод включён Михалковым в фильм, но и он про Михалкова, про его некую строчку в биографии, за которую его сейчас многие критикуют и ругают. Летит комар, пищит, даже ноет, свою заунывную песню, все от него отмахиваются, кто лениво, кто зло, с матюгами. А комару глубоко наплевать на все эти человеческие возмущения, он не тратит на эти пустяки своё время. Комар упрямо ищет, где бы кровушки урвать, да без особого риска быть убитым и без особых трудов. И вот нашёл он яркого представителя российского народа и присел ему прямо на лицо, всосался, не гонят, всосался поглубже, не гонят. Тут другой, мене яркий, представитель российского народа пытается убить нагло сосущего кровь товарища комара. Ан нет! Ленивый и добродушный, а от того и яркий, представитель российского народа говорит: «Не тронь комара! Он свой - родной, пусть пососёт. Много не высосет.» Действительно, отсосал комар кровушки яркого представителя российского народа ровно один процент. Ну, в точности как Никитушка, словно курочка по зёрнышку клюёт, - с каждого носителя информации - ровненько один процент. С вас одного не убудет, а ему приятно и - мильёнчик-другой в кармашек. На богоугодное, надо полагать, дело, типа бесов гнать из этих же самых лениво-благодушных, а от того и ярких, представителей российского народа. И перстеньками на пальчиках - пых! пых!

Перстеньки это михалковское - фирменное, это бренд, без них никуда. Вот и в фильме у Котова… Нет, не перстеньки. Как можно на комдива, героя революции и Гражданской войны, друга Сталина перстеньки напялить?! Но подсознание диктует режиссеру свой собственный образ. И у Котова волею режиссера «вырастает» металлический палец. Никто такого не имеет, во всём лагере не сыщешь. А у Котова есть! Привилегия, скажете?! Да, привилегия, но честно заработанная, за заслуги перед яркими и не очень представителями российского народа.

Образ пчелы на бутерброде Сталина. Тоже аллегория. Будешь красиво и покорно жужжать - царь разрешит тебе лакомиться сладким - хорошо жить. И есть яркий пример тому, как некая «пчела» всем царям сладко ушки прожужжала, при всех царях с царского же стола сладко ела. Других вариантов расшифровки просто не вижу. И эта самая пчела Котову снится. А? Каков сон!!

В фильме постоянно одинокая бабочка появляется, Митя даже одну пытается поймать, но безуспешно, да и бессмысленно это - ловля бабочки. Думаю, что это аллегория совести, которой главные герои лишены, но пытаются её воскресить (поймать бабочку), но безуспешно это, да и бессмысленно. Потом Митя прихлопнул бабочку на обложке уголовного дела. Весьма аллегорично.

Сталин вдруг поручает Мите найти Котова. Живого найти. Зачем? Так Котов же незаменим! Без него войну не выиграть! Вот какой у нас Котов! Такой у нас и Михалков (по мнению Михалкова). И товарищ Сталин поручает своему товарищу Котову красивенько отправить на верную смерть 15 000 не очень ярких представителей советского народа. Ну кому же такое можно поручить? Только Котову, у которого руки в крови по самые уши. За это Котов получит от Сталина армию, звание и мигалку… Тьфу, ты! Паёк он ещё получит, генеральский.

Котов мерзкий человек, от того и жалкий, от того и не жалко его. Котов являлся ярким представителем партийной номенклатуры - катался як сыр в масле, но не всё коту масленица - повязали Котова по ложному доносу. На Лубянке выжали из Котова всё что можно и нельзя. Комдив даже написал донос на свою жену. Очевидно, что и всех бывших сослуживцев Котов тоже сдал. Ясно, что всё это под пытками, под угрозой смерти. Но и легендарным комдивам и пламенным революционерам не хочется гореть в пламени сталинской инквизиции, а хочется жить. И  Котову тоже хочется жить, несмотря на то, что у него отняли всё: совесть, славу, жену, дочь, достоинство, ого-го какое звание и то, что к этому званию прилагается - всё подчистую отняли. Котов - предатель, он предал всё и всех, т.к. хочет жить. Очень хочет.

Осталось Котову влачить жалкое существование врага народа, с которым он, видимо, свыкся. Началась война, немец наступает, а Котов вдруг узнаёт, что он теперь не враг народа, который и в военное время может продолжать влачить жалкое существование в пределах лагеря - жить, а обычный уголовник. Забеспокоился Котов, занервничал, заметался. Но против новых правил военной жизни не попрёшь, пришлось бывшему комдиву топать в штрафной батальон. И там Котов неожиданно из лагерного чмо превращается в уважаемого человека. Михалков даже и не показал зрителю эволюцию такого превращения. Только что мы видели Котова в панике, жалким и растерянным и, вдруг, - в окопе с железным пальцем и уважаемым. А Котову это знакомо. Запахло, хоть и маленькими, но властными полномочиями, прошлой жизнью запахло. Конечно, каждый день Котов рисковал, каждый день его ждала смерть, но при первой возможности быть зачисленным в регулярные войска Котов отказался. И потом неоднократно отказывался. Почему? Да потому. Кем бы он стал в регулярной армии? Простым солдатом, без авторитета и уважения, без возможности влиять на людей. А в штрафбате он авторитет, у него Железный Палец, который в регулярной Красной Армии у него бы отняли. Да и воевать Котов научился ещё в революцию и в Гражданскую войну. Дело привычное.

Вопрос - идти или нет на бессмысленный штурм цитадели, перед Котовым не стоит. Ясно дело, что если не пойти, то свои точно прибьют, а если пойти, то немцы могут и промазать.

Вдруг откуда не возьмись, появляется Митя. Зачем? Ясно, что по его, Котова, душу. Но с какой целью? Опять Котов в страхе, в панике, бежит от Мити. Митя страшнее, чем бессмысленный штурм цитадели. И Котов своим авторитетом среди урок преждевременно ведёт штрафников в атаку. Лишь бы от Мити отвязаться. Но Бог благосклонен к Котову в фильме. Впрочем, как и к Михалкову в жизни.

После штурма Митя и Котов живы, едут в машине, Котов в наручниках. Опять Котов в панике, опять волнуется. Он не хочет назад на Лубянку. Он понимает, что из него опять хотят выжать новые доносы. Но он уже предал всех, больше ничего не осталось! Значит ему некого предать! Значит его будут мучить долго и изощрённо!

Котов освобождён от наручников, Митя дал ему в руки пистолет… Вот он тот самый миг, когда главный убийца жизни Котова стоит перед ним без оружия, и можно (и нужно!) отомстить за поломанную жизнь, за жену и дочь, за вынужденное предательство - за всё. Что может быть слаще такого возмездия?! Что может быть справедливее возмездия?! И что может остановить возмездие?! Почему же Котов не убивает Митю?! Ответ очевиден. Котов боится своего палача. Котов чувствует в этой ситуации некий подвох и ищет из этой ситуации максимально полезный для себя выход, который бы гарантировал ему жизнь. Убей бы он Митю (или попытайся убить), его участь очевидна - расстрел.

Так Котов предал всех и всё второй раз. И награда за повторное предательство явилась в виде золотых генеральских погон и орденов. Видать не зря Котов предавал, цеплялся за жизнь. И Котов преображается. На глазах преображается. Плечом к плечу со своим палачом он возвращается домой, царственно вываливает генеральский паёк на стол, гордо и снисходительно лыбится домашним… Не забыты и прошлые барские привычки. Понадобился транспорт - хлабысь первому встречному по морде и забрал коня. А как же, у Котова очень важные дела. Это мужик просто праздно катается, а у Котова много дел, он и не поспеет никуда без коня. Улавливаете параллели? Только во времена Котова синих ведёрок не было.

Жена тоже предала Котова по полной программе. Но Котов не осуждает её, ибо сам грешен. Кстати, жену Котова играет уже другая актриса. Да и жена у Котова в этих фильмах весьма отличается по характеру от жены в первой серии. Она настолько истерична, что Ингеборга Дапкунайте, думаю, не смогла бы такую сыграть.

Котов остаётся один. И ему ещё предстоит выполнить задание Сталина.

Сталинские прихвостни сгоняют к цитадели 15 000 народу, необученного, не нюхавшего пороху. Их вооружают черенками от лопат. Котов понимает, что просто так такие «бойцы» в бой не пойдут. Командарм берёт черенок лопаты и идёт в сторону цитадели. За ним подтягиваются его подчинённые, а потом уже и народ, воодушевлённый примером командиров, тупо и обречённо идёт в «бой». Фашисты в недоумении.

Не буду спойлерить. Кончилось всё хорошо. Просто мышка цитаделевская бежала, хвостиком махнула, и цитадель взорвалась. Полностью! А у наших вообще никаких потерь! Я ж говорила в самом начале, что эти фильмы не про войну, они про удачу Котова. Вот же повезло полководцу! Только вот тут как раз и есть одна большая неувязочка. Сталину нужны были жертвы, именно принести в жертву 15 000 человек, а не взять цитадель, поручил Котову Сталин. Получается, что Котов не выполнил задание главнокомандующего. Но в конце фильма мы видим Котова на танке, на груди его звезда героя красуется. Ещё он нашёл свою дочь. И они вместе на танке едут на Берлин. Путь им преграждает какой-то недобитый немец, который шифруется под гаишника, но Надя (дочь Котова) спрыгивает с танка и просто так, без взятки, договаривается с этим «гаишником», и тот пропускает Котова с его армией. Я когда смотрела этот эпизод, вспомнила ролик из Инета, где Михалков объясняет по телефону, почему и как он ехал по встречке. По версии Михалкова проехать по встречке ему разрешил гаишник, просто так разрешил. Договорились!

Я же говорю - автобиографичные фильмы снимает Михалков. Типа хоум видео - тильки для сэбэ. Но за наши с вами денюшки. Но мы-то с вами знаем, что Никита Сергеевич не такой - он чуткий, добрый, мудрый, справедливый и не алчный, он в Бога верит и бесов гонит. Но за наши с вами денюшки.

Апдейт для мужиков.

Действительно в «Противостоянии» Надя показывает сиськи, это не слухи. Но плохого показывает, непрофессионально. Боец, которому Надя показала сиськи, умер.

кино, Предстояние, сиськи, Михалков, хоум видео, мигалки, домашнее видео, барин, Бесогон, Цитадель, фигалки

Previous post Next post
Up