Прогулка Роберта Лэнгдона по музею Гуггенхайма потихоньку подходит к концу. Но прежде чем посмотреть на последний экспонат, он должен тайно встретиться со своим учеником и другом Эдмундом Киршем. Встречу это Кирш назначил в очень странном месте…
Лэнгдон стал различать массивные объекты на полу - семь или восемь мрачных форм. Они походили на динозавров, следящих за ним из ночного сумрака.
- Господи, что это? - воскликнул Лэнгдон.
- «Материя времени», - бодро ответил Уинстон. - Самый тяжелый экспонат нашего музея. Больше девятисот тонн.
…
Роберт Лэнгдон с удивлением рассматривал странные экспонаты - плавно изогнутые гигантские стальные листы, тронутые ржавчиной. Они были установлены так, что получились свободно разбросанные объекты высотой чуть более четырех с половиной метров. У объектов были разные текучие формы: длинные волны, незамкнутые цилиндры, спирали.
- Итак, «Материя времени», - повторил Уинстон. - Художник - Ричард Серра. Листы из тяжелого металла, поставленные на ребра, создают ощущение нестабильности. Но на самом деле они устойчивы. Накрутите долларовую банкноту на карандаш, снимите и поставьте на ребро - закрученная банкнота будет вполне устойчива, что обеспечено геометрией.
Лэнгдон остановился у огромного усеченного конуса. Слегка наклоненные стенки его были покрыты налетом ржавчины, словно мхом. Странное сочетание несокрушимой силы и хрупкого равновесия.
- Обратите внимание, профессор: эта форма не замкнута.
Лэнгдон пошел вокруг металлической стены и обнаружил зазор - словно ребенок попытался нарисовать окружность, но не довел линию до конца.
- Разомкнутые края оставляют проход - это дает возможность посетителям исследовать внутреннее пространство.
Если только посетитель не страдает клаустрофобией, подумал Лэнгдон и торопливо отошел в сторону.
- У экспоната, который сейчас перед вами, - продолжал Уинстон, - тоже есть внутреннее пространство. Три изогнутые полосы, поставленные на ребра, образуют два волнообразных коридора длиной более тридцати метров. Это произведение называется «Змея», и наши юные посетители с удовольствием бегают по ее «коридорам». А если два человека встанут в противоположных концах «коридора», то смогут переговариваться даже шепотом, словно стоят лицом к лицу.
- Уинстон, все это очень интересно. Но не могли бы вы объяснить, почему Эдмонд попросил показать мне именно этот зал? - Он знает, что я не любитель подобных произведений.
- Главное, что он попросил показать вам здесь, - ответил Уинстон, - это экспонат под названием «Закрученная спираль». Впереди и чуть правее. Видите?
Лэнгдон посмотрел в указанном направлении. Да до нее идти метров восемьсот!
- Да, вижу.
- Отлично. Пойдемте посмотрим?
Дэн Браун «Происхождение»
«Вопрос времени» ( - инсталляция, состоящая из восьми скрученных эллипсов, сделанных из атмосферостойкой стали. Фигуры, сваренные точечной сваркой, образуют изогнутые стены высотой 4,3 метра, расположены они вокруг основной скульптуры «Змея», заказанной в 1994 году для открытия музея Гуггенхайма, состоявшееся в 1997 году.
«Вопрос времени», или «Материя времени»
«Змея»
«Между Тором и Сферой»
«Закрученная спираль» и «Перевёрнутое слепое пятно»
Посетители музея рассказывают о неприятных ощущениях во время знакомства с этой экспозицией. Обходя скрученные эллипсы многие чувствую тошноту, головокружение, потерю равновесия и дизориентацию в пространстве. Свою инсталляцию для музея Серра создавал на протяжении десяти лет - «Змея» была заказана ему в 1994 году, последняя скульптура - «Между тором и Сферой», была закончена в 2005.
Ричард Серра родился в 1939 году в Сан-Франциско. Он рано познакомился с процессами работы с металлом. Его отец был слесарем-трубопроводчиком в судостроительной промышленности, а сам Ричард совмещал занятия в колледже с работой на сталелитейном заводе. Учился он в Калифорнийском университет в Беркли и в Санта-Барбаре, в 1961 году получил степень бакалавра английской литературы. Серра, с детства интересовавшийся искусством, не успокоившись на литературе, стал изучать живопись в Йельском университете, где к 1964 году получил степени бакалавра и магистра искусств. Какое-то время он провел во Франции и Италии, а в 1966 году переехал в Нью-Йорк где, чтобы заработать на жизнь, какое-то время работал упаковщиком мебели.
Ричард Серра много работает как художник - скульптуры и рисунки выставляются в Европе и США, а в 1968 году начинается его долгое сотрудничество с галереей Лео Кастелли в Нью-Йорке. Интересно, что свою творческую карьеру Ричард начал как скульптор-минималист. Основным материалом, с которыми он работал, было промышленное сырьё - сталь, свинец, резина, пластик. В 1960-1970-е годы Серра увлекался искусством кино, пробовал себя как постановщик фильмов. Во время пребывания в Германии совместно со своей будущей женой Кларой Вейеграф он снял фильм «Сталелитейная». С начала 1970-х годов мастер начинает работать в графике, ставшей его второй стихией. Серра рисует на больших листах холста или бумаге ручной работы. Они включают горизонтальные или вертикальные композиции; конструкции из перекрывающихся листов, или линейные рисунки которые в основном выполнены кистью, литографическим карандашом или углем и всегда черные.
«Горизонтали и вертикали»
В 1970 году Серра начал создавать масштабные скульптуры из катаных стальных листов и гнутых плит, которые предназначались для конкретных мест. Интерес Серра к месту и тому, как объект может формировать пространство вокруг себя и сделал его популярным художником.
Одно из его ключевых произведений, «Наклонная арка», заказанная в 1981 году правительством США для Federal Plaza в Нью-Йорке, вызвала бурные дискуссии о её художественном назначении и влиянии на общественное пространство.
Произведение длиной 36 и высотой почти 4 метра было расположено таким образом, что движение по площади было затруднено, что вынуждало людей взаимодействовать со скульптурой, обходя ее, чтобы пересечь площадь. После публичных слушаний в 1985 году по поводу множества жалоб на это произведение в 1989 году оно было уничтожено. Художник сравнил потерю своей скульптуры с потерей семьи.
Для полноты картины покажу ещё несколько произведений Ричарда Серра.
«Равный». Сборка из восьми 40-тонных блоков из кованой стали, которые вместе весят больше, чем Боинг 777.
«Эхо». Скульптура состоит из двух стальных пластин высотой 18,6 м, каждая весом 70,5 тонны.
«Фулькрум». 17-метровая стальная скульптура вблизи станции «Ливерпуль-стрит» в Лондоне.
«Брамме». Рурский округ, Эссен.
«Уровень моря». Зевольде, Нидерланды.
«Наклонные сферы». Международный аэропорт Торонто Пирсон.
«Контур Те Тухиранги». Расположен на обширном открытом пастбище на ферме Гиббс в Кайпара, Новая Зеландия. Скульптура высотой около 7 метров и протяжённостью около 260 метров выглядит как один непрерывный контур, повторяющий холмистую местность.
Вот такой скульптор. Теперь, когда вы будете проходить мимо какого-нибудь куска железа, задумайтесь - а не скульптура ли это? Шутка, конечно. На самом деле во все эти произведения вложено огромное количество труда и творческого мышления. А уж нравится или не нравится вам такое искусство - это мнение очень субъективное...
Источники: moma.org, britannica.com, fxreflects.blogspot.com, nytimes.com