Приключение в монохроме

Jan 21, 2022 19:33

Наступила пятница и мы снова встречаемся с Робертом Ленгдоном, который продолжает разглядывать экспонаты музея Гуггенхайма.  Он не сразу замечает картину, расположенную... прямо у него под ногами.




- Перед вами, профессор, самая большая картина в нашем музее, - вежливо объяснял Уинстон. - Хотя множество посетителей не сразу замечают ее.
Лэнгдон честно смотрел вперед, но видел только водную гладь за стеклянной стеной атриума.
- Жаль, но я принадлежу к большинству. И тоже не вижу картины.
- Дело в том, что она необычно расположена, - засмеялся Уинстон. - Холст не на стене, а на полу.
Мог бы и сам догадаться, сказал себе Лэнгдон. Он прошел чуть вперед и увидел под ногами растянутый на полу огромный прямоугольник.
Он был закрашен одним цветом - насыщенным синим. Казалось, что стоящие по периметру зрители смотрят на небольшой прудик.
- Площадь этого произведения около пятисот шестидесяти квадратных метров, - сообщил Уинстон.
То есть почти в десять раз больше, чем моя первая квартира в Кембридже, подумал Лэнгдон.
- Автор картины - Ив Кляйн. Называется она «Бассейн».
Лэнгдон был вынужден признать: насыщенный и восхитительно глубокий синий цвет вызывает желание нырнуть прямо в холст.
- Этот цвет Кляйн разработал сам, - продолжал Уинстон. - И даже запатентовал его как «Международный синий Кляйна». Он утверждал, что этот цвет выражает особенности его видения мира: нематериальность и безграничность.
Лэнгдон почувствовал, что сейчас Уинстон читает с листа.
- Кляйн в основном известен своими работами с синим монохромом, но еще он прославился скандальным фотомонтажом «Прыжок в пустоту», который вызвал настоящую панику у зрителей в одна тысяча девятьсот шестидесятом году.
Лэнгдон видел «Прыжок в пустоту» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Поразительное фото: хорошо одетый мужчина, выпрыгнув с верхнего этажа, летит, раскинув руки, и вот-вот рухнет на мостовую. На самом деле это результат филигранной работы ножницами, бритвой и клеем задолго до эры фотошопа.
- К тому же, - продолжал Уинстон. - Кляйн написал музыкальное произведение «Монотонная симфония». Оркестр двадцать минут подряд тянул единственный аккорд ре-мажор.
- И кто-то слушал?
- Тысячи людей. Но это лишь первая часть симфонии. Во второй части - «полная тишина». То есть оркестр двадцать минут неподвижно сидел на сцене.
- Шутите?
- Нет, вполне серьезно. Но должен сказать, представление было не таким скучным. Все это время три обнаженные девушки, намазанные синей краской, катались по огромным холстам, растянутым на сцене.
Дэн Браун «Происхождение»

Напольная картина «Без названия» была установлена в Музее Гуггенхайма в 2015 году. Это неглубокая деревянная ёмкость, наполненная песком и фирменным синим пигментом Ива Кляйна. Художник восторгался тем, что эта работа находилась на земле. Он в утверждал, что порошкообразный пигмент не изменится, поскольку будет удерживаться гравитацией. Таким образом, краска будет такой, какой он ее себе представлял, когда покупал пигмент и делился своим видением с миром.




Ив Кляйн (1928-1962 гг.) родился в Ницце. Его родители были художниками: отец, Фред Кляйн, голландец индонезийского происхождения, писал картины в стиле постимпрессионизма, а мать, Мари Раймон, была заметной фигурой в ташизме (живопись пятнами, не воссоздающими образов, а выражающими внутренний мир художника).



Мари Раймон, Ив Кляйн, Фред Кляйн

С 1942 по 1946 годы Ив учился в Высшей школе торгового мореходства и Высшей школе восточных языков. Во время учебы в Национальной школе восточных языков Кляйн начал заниматься дзюдо. Он побывал в Италии, Великобритании, Испании. В 1952 году Кляйн приехал в Японию, в Йокогаму, вскоре перебрался в Токио и зарегистрировался в Институте Кодокан, самом престижном центре дзюдо. В Японии он провёл 15 месяцев, деля своё время между институтом и уроками французского языка, которые давал японским и американским студентам. Там он получил чёрный пояс и написал книгу «Основы дзюдо». После возвращения в Париж в 1954 надежды Кляйна занять положение во французской федерации дзюдо не оправдались.



Ив Кляйн. Фотограф Martha Rocher
Ив Кляйн «Основы дзюдо», издательство Bernard Grasset Publishing, Париж, 1954 г.
Плакат для уроков дзюдо Ива Кляйна в Американском центре студентов и художников, бульвар Распай, 261, Париж, 1955 г.

Ив решил покинуть Францию и переехал в Испанию где опубликовал две коллекции монохромов. Десять цветных пластин состояли из одноцветных прямоугольников и сопровождались указанием их размеров в миллиметрах и подписями о месте создания: Мадрид, Ницца, Токио, Париж. Предисловие, подписанное именем Клода Паскаля (друга Кляйна), состояло из чёрных линий вместо текста. Эта работа стала первым творением Кляйна-художника.




В 1957 году Ив Кляйн выставил одиннадцать синих картин одного формата (78 x 56 см) в галерее в Милане.



Вид выставки «Ив Кляйн: Proposte monocrome, epoca blu», Галерея Аполлинера, Милан, 2-12 января 1957 г.

Позже он показал те же картины в Париже. Это было началом знаменитого синего периода Ива Кляйна. Отмечено оно было запуском 1001 синего воздушного шара в небо Парижа, Кляйн назвал это аэростатической скульптурой.



Голубые воздушные шары «Аэростатической скульптуры» собрались перед галереей Ирис Клерт 10 мая 1957 года.

В 1958 году Ив Кляйн был приглашён для оформления оперного театра в Гельзенкирхене (ФРГ). Он украсил фойе театра серией голубых фресок, самые большие из которых были размером 20 на 7 метров. На эти панно были приклеены части настоящих губок, которыми Кляйн тамповал свои картины. Для художника губки, пропитанные его фирменной краской, символизировали зрителей, которые в театре пропитываются культурой.



Фойе оперного театра в Гельзенкирхене

В том же году состоялась его выставка в галерее Ирис Клерт в Париже и там он… решил вообще ничего не показывать. Он убрал в пространстве галереи все, кроме большого шкафа, покрасил каждую поверхность в белый цвет, а затем устроил сложную процедуру входа в день вернисажа. Окно галереи было закрашено синим, в вестибюле висел синий занавес, рядом стояли гвардейцы в синем. Более 3000 человек были вынуждены стоять в очереди, чтобы посетить пустое пространство.



Вход в галерею Ирис Клерт во время открытия выставки «Пустота», 28 апреля 1958 г.
Интерьер выставки «Пустота»

Кляйн экспериментировал с различными методами нанесения краски - валики, губки и… обнаженные женские тела. Покрытых синей краской девушек перетаскивали по холсту или накладывали на холст или бумагу для создания изображения. Этот вид работ Ив назвал антропометрией. Иногда создание этих картин превращалось в перформанс - например, на мероприятии 1960 года зрители, одетые в вечерние наряды, наблюдали за «живыми кистями» в то время как инструментальный ансамбль играл « Монотонную симфонию » Кляйна 1949 года которая состояла из одного 20-минутного продолжительного аккорда, за которым следовала 20-минутная тишина.






«Принцесса Елена», «Без названия», «Без названия», «Моник»

Кляйн работал в разных техниках. Некоторые картины представляли собой «записи» дождя, которые Ив делал, разъезжая под дождем со скоростью 70 миль в час с холстом, привязанным к крыше его машины.




Другие полотна созданы путем обжига холста газовой горелкой.




Были и совсем фантастические проекты. В перформансе «Зоны нематериальной изобразительной чувствительности» (1959-62 гг.) Кляйн предлагал пустые места в городе в обмен на золото, таким образом, он хотел, чтобы участники проекта испытывали Пустоту. По его мнению, за этот опыт можно было заплатить только чистейшим золотом. Взамен он выдал свидетельство о собственности. Необходимой частью перформанса, исполняемой на Сене в присутствии искусствоведа, свидетельство сжигалось, а Кляйн бросал половину золота в реку, чтобы восстановить «естественный порядок», который он вывел из равновесия, продав пустое место.



Передача «Зоны нематериальной изобразительной чувствительности»

Вот мы добрались и до фотографии «Прыжок в пустоту», упомянутой аудиогидом Уинстоном.




Название этой работы опубликованной в газете, созданной Ивом Кляйном «Воскресенье, газета одного дня» от 27 ноября 1960 года звучит так: «Человек в космосе! Художник пространства бросается в пустоту!». Фотография сопровождается текстом: «Монохромный художник, чемпион по дзюдо, обладатель черного пояса 4-го дана, регулярно тренируется в динамической левитации! Он утверждает, что вскоре сможет присоединиться к своей любимой работе в космосе: аэростатической скульптуре, состоящей из тысячи и одного голубого воздушного шара, которая в 1957 году улетела с выставки в небо Сен-Жермен-де-Пре, чтобы никогда не вернуться!» «Прыжок в пустоту» был исполнен 19 октября на улице Жентиль-Бернар в Фонтене-о-Роз, пригороде к юго-западу от Парижа, где художник регулярно тренировался дзюдо. Кляйн пригласил двух своих любимых фотографов помочь ему: Джона Кендера и Гарри Шанка. Именно они создали этот фотомонтаж в своей парижской лаборатории. В создании фотографии принимали участие друзья-дзюдоисты. Они держали брезент, чтобы поймать отважного художника, прыгающего со второго этажа.




Вот такой вот необычный, смелый, экстравагантный художник. Его жизнь была очень короткой. В 1962 году Ив Кляйн умер от инфаркта. Ему было 34 года. Незадолго до смерти Ив сказал другу: «Я собираюсь пойти в самую большую студию в мире и буду делать только нематериальные работы». Почему в работах Кляйна преобладал синий цвет? Он считал, что все остальные цвета порождают слишком конкретные ассоциации, тогда как синий вызывает в воображении самое абстрактное, что только есть в природе - небо и море. Особенно небо, которое он считал своим. Ив говорил, что испытывает неприязнь к птицам, «которые пытаются продырявить самое красивое и самое большое из моих произведений». Однако помимо синего цвета, наблюдаемого в природе, у Кляйна был ещё один источник вдохновения - фрески Джотто в капелле Скровеньи (Падуя, Италия). Их ярко-ультрамариновый фон внушил Кляйну идею создания монохромных картин, которую он впоследствии реализует.




Начиная с 1940-х годов, Кляйн много экспериментировал с ультрамариновым пигментом. Его целью было сохранить на холсте особую текстуру и яркость сырого пигмента, которые обыкновенно исчезали при смешивании ультрамарина с любым закрепителем. Наконец в 1956 году, с помощью парижского торговца красками Эдуарда Адама, Кляйн обнаруживает синтетическую смолу «Rhodopas M60A», которая позволяет добиться желаемого эффекта: при смешивании с ней ультрамарин полностью сохраняет свои цветовые характеристики. В 1960 году Кляйн запатентовал придуманный им состав под названием International Klein Blue (IKB). Патент был выдан не на определённый оттенок синего - что было бы юридически невозможно - но на технологию его получения и закрепления.

Источники: yvesklein.com, newsletters.artips, https, birdinflight.com, yvesklein.com

цитаты, художники, закладки, читаю

Previous post Next post
Up