Ну что, продолжим с профессором Лэнгдоном прогуливаться у музея Гуггенхайма в Бильбао? После того, как Роберт в недоумении постоял некоторое время около
«Щенка» Джеффа Кунса, на глаза ему попалась…
Так вот ты какая.
Огромная железная паучиха - «черная вдова». Тонкие лапы поддерживают овальное тело на высоте девяти метров. К животу подвешена камера для яиц из крупноячеистой металлической сетки, туго набитая стеклянными шарами.
- Ее зовут Маман, - услышал вдруг Лэнгдон.
«Происхождение» Дэн Браун
Сдаётся мне, Дэн Браун немножко наврал про стеклянные яйца. Если верить источникам, они всё-таки мраморные... Но перейдём к скульптуре. Maman была создана, когда художнице было 88 лет. Каково, а? В 1999 году Лондонская галерея Тейт открыла зал для выставок произведений современного искусства особо крупного масштаба. Луизу Буржуа пригласили создать инсталляцию к открытию. Так появилась изящная и пугающая огромная паучиха Maman. Её размеры 895 x 980 x 1,160 cm. Впоследствии было создано шесть бронзовых отливок точно воспроизводящих первую Maman, так сказать, прародительницу. На одну из нихи любуется Роберт Лэнгдон в Бильбао. Скульптура была приобретена музеем в 2001 году. Расположена она на набережной реки Нервьон что протекает практически под стенами Музея Современного искусства. Горожане искренне считают, что Maman приносит городу благополучие и процветание. Якобы было замечено, что после установки скульптуры в городе уменьшилась безработица, в гору пошёл малый бизнес. Некоторые даже уверены, что паучиха способна помочь при некоторых заболеваниях, особенно при нервных расстройствах. Такие дела...
Автор скульптуры давала такую интерпретацию произведения: «Паук - ода моей матери. Она была моим лучшим другом. Моя мать была ткачихой, как паук. Моя семья занималась реставрацией гобеленов, а мама руководила мастерской. Как пауки, моя мама была очень умной. Пауки - дружелюбные существа, поедающие комаров. Мы знаем, что комары распространяют болезни и поэтому нежелательны. Итак, пауки полезны и защищают, как и моя мама». Вот почему эта скульптура называется Maman - она посвящена рано ушедшей матери художницы.
Пришло время рассказать немного о жизни художницы. Луиза Жозефина Буржуа родилась в Париже в 1911 году в семье, тесно связанной с текстильной промышленностью. Ее родители, Жозефин Форио и Луи Буржуа, владели галереей и реставрационной мастерской со станками, где они ткали и продавали гобелены, а также реставрировали старинные произведения ткацкого искусства. Семья была зажиточной и счастливой. Мать окружала Луизу любовью и нежностью. Однако когда Луизе было всего десять лет, Жозефин заразилась испанкой, болезнь протекала тяжело, мать Луизы стоически боролась с болезнью, но та победила и Жозефин стала инвалидом. Через год после начала заболевания матери девочке наняли гувернантку, которая вскоре стала любовницей отца. На протяжении всей жизни Луиза переживала детскую травму: роман отца с няней и молчаливое согласие практически прикованной к постели матери... «Это действительно гнев, который заставляет меня работать», - сказала однажды Буржуа. «Все мое вдохновение исходит из детства».
Луиза Буржуа как «мать пауков». Фото Питер Беллами
Луиза Буржуа со скульптурой из ткани. 2009 г. Фото Алекс Ван Гелдер
Надо сказать, что уже в двенадцатилетнем возрасте художница принимает участие в семейном бизнесе - создаёт собственные рисунки для гобеленов и восстанавливает недостающие части исторических полотен для последующей реставрации. Луиза сочетает эту работу с образованием и уходом за матерью-инвалидом, которая, тяжело проболев десять лет, умирает. Смерть матери тяжело повлияла на девушку. Она даже пыталась покончить с собой, но отец чудом предотвратил трагедию. После неудавшегося суицида Луиза полностью ушла в творчество. Попутно учась в Сорбонне (математика и геометрия) она получила степень бакалавра. Какая сила воли, правда? В то время Луиза увлекалась левыми идеями, сюрреализмом и конструктивизмом. Интересуясь коммунизмом, пару раз побывала в Советском Союзе в 1932-м и 1934-м году.
Фото 1944 г.
В 1938 году Луиза разрывает все связи с семейным бизнесом и открывает в Париже собственную картинную галерею, позже выходит замуж за историка искусства Роберта Голдуотера и переезжает с ним в Нью-Йорк (у пары было трое сыновей, брак продлился до смерти Голдуотера в 1973 году). В Нью-Йорке она занимается гравюрой, деревянной скульптурой, мрамором, текстилем, позже содержит книжный магазин, преподаёт. После внезапной смерти отца в 1951 году, несмотря на сложные отношения с ним, Луиза снова переживает глубокую депрессию, во время которой начинает развивать свои всеобъемлющие инсталляции, рассказывающие о ее воспоминаниях, пережитом опыте и травмах. Посещает сеансы психоаналитика и… уходит в добровольное затворничество. Только в 1964 году она выходит из (какое модное в наши времена слово) самоизоляции и организует свою первую за 11 лет персональную выставку. В эти годы появляются инсталляции, которые вращаются вокруг концепции «клетки» и которые она использует как инструмент, чтобы противостоять своим личным демонам. Зритель, входящий внутрь такой клетки, переживает подсознательный мир художницы, и как бы разделяет ее (а возможно и вспоминает свои) кошмары.
Клетка XXVI, 2003 г.
В 2008 году Буржуа удостоилась Ордена Почетного легиона - высшего знака отличия во Франции. К концу жизни она стала лидером современного искусства: с начала 1990-х годов и по 2009-й в мире прошло триста ее персональных выставок. Количество работ Луизы - огромно, как и сами скульптуры. Энергия от них исходящая - под стать размерам.
«Мои эмоции несоразмерны моим физическим габаритам. Не сами эмоции, а их сила - она просто непереносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам».
Луиза Буржуа, Нью-Йорк.1997 г. Фото Энни Лейбовиц.
Луиза Буржуа прожила 98 лет, занималась искусством более семи десятилетий. Знаменитой (известность была и до этого) она стала в 1982 году в возрасте 71 года, когда оказалась первой женщиной-скульптором, удостоенной ретроспективной выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке. После этой выставки Луиза Буржуа была признана лидером современного искусства. Художница работала буквально до самой смерти. Её последние произведения были закончены за неделю до её кончины в мае 2010 года.
Луиза Буржуа в своем доме на 20-й улице в Нью-Йорке, 2000 г. Фото Жан-Франсуа Жосо.
Буржуа родилась, когда успешно работали Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега и Огюст Роден; стала мировой знаменитостью в одну эпоху с Куртом Кобейном и стилем гранж, а умерла в мае 2010-го, когда главным хитом в Америке была песня Леди Гаги «Алехандро».
Фото Вера Ислер
Луиза Буржуа: «Вы должны смотреть на себя правдиво. Только когда вы смотрите на себя, и любите себя, и принимаете себя, тишина рассеивается, и вы можете вступить в диалог. Вещи не должны быть черными или белыми. Вещи гораздо интереснее, если они серые. И если они тонкие. Я хочу изобрести что-то новое. Я хочу изобрести скульптуру, сценарий, знаки. История меня не интересует. Я до смерти больна историей и традициями».
Луиза Буржуа в 1980 году. Фото Марк Сеттедукати
Очень много работ Луизы Буржуа
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ Источники: alejandradeargos.com, publicdelivery.org, en.wikipedia.org, birdinflight.com, arterritory.com, israelculture.info, costablancalive.es