В эту пятницу я возвращаюсь к книге Роберта Гэлбрейта «На службе зла». На всякий случай напомню, что действие книги происходит в Англии. Ход расследования приводит Корморана Страйка и Робин Эллакот в портовый город
Барроу-ин-Фернесс.
Грохочущий «лендровер» стоически пожирал мили, но поездка к северу уже стала казаться нескончаемой - и тут появились первые приметы Бэрроу-ин-Фернесса. […] По первым впечатлениям, это был гигантский пригородный торгово-промышленный центр. С обеих сторон главной улицы смотрели аляповато разрисованные стены промтоварных и строительных магазинов и пиццерий, а между ними изредка вклинивались неуместно гордые жемчужины архитектуры - знаки славного индустриального прошлого. Здание таможни в стиле ар-деко, переоборудованное под ресторан. Украшенное классическими скульптурами викторианское техническое училище с надписью Labor omnia vincit. Немного поодаль - бесконечные ряды ленточной застройки, как на городских пейзажах Лоури, - ульи для рабочих.
Роберт Гэлбрейт «На службе зла».
Из всего этого текста обратим внимание на имя Лоури.
Лоуренс Стивен Лоури (Лаури) (1887 - 1976 гг.) - английский художник, прославившийся изображением промышленных районов наполненных человеческими фигурками, которые часто называют «спичками».
Лоури был единственным ребёнком в семье. Его мать, Элизабет, мечтала о дочери, а узнав, что родился мальчик, даже смотреть на него не захотела. Много времени потребовалось, чтобы она свыклась с тем, что у неё сын, а не дочка. Элизабет всю жизнь завидовала своей сестре Марии, у которой вместо одного «неповоротливого мальчика» родились «три прекрасных дочери». Мать мечтала о карьере пианистки, но много болела и была вынуждена в связи с этим отказаться даже от преподавания музыки. Элизабет использовала свои болезни для самоутверждения в семье, полностью подчинив себе супруга. Замкнутый и нелюдимый он во всём безропотно потакал ей. Лоуренс однажды охарактеризовал отца как «холодную рыбу».
В связи с серьёзными материальными трудностями, связанными с тяжёлой болезнью матери, Лоури не смог сделать искусство своей профессией. В 15 лет он вынужден был бросить школу и начать работать клерком. С 1910 года и до самого выхода на пенсию в 1952 году он трудился в Pall Mall Property Company, где его обязанностью был сбор арендной платы с жильцов. «Я многим обязан моим квартирантам. Я населил ими свои картины», - писал художник. Работая, вечерами он брал уроки антикварного искусства и рисования от руки. Затем перешел в Королевский технический институт в Салфорде.
Когда парню исполнился 21 год семейство Лоури, жившее в живописном пригороде Манчестера из-за окончательно пошатнувшегося финансового положения вынуждено было перебраться в промышленный городок
Пендлбери пейзаж которого состоял из зданий текстильных фабрик и фабричных труб. Семейство долго привыкало к новому месту. Лоури вспоминал: «Сначала я ненавидел это [место], затем, спустя годы, очень заинтересовался, а позже стал им одержим ... Однажды я пропустил поезд из Пендлбери … и, уходя со станции, увидел фабрику Acme Spinning Company ... Огромный черный каркас из рядов залитых желтым окон, стоящий на фоне печального, влажного грозового полуденного неба. […] Я наблюдал эту сцену - на которую я много раз смотрел, не видя - с восторгом ... »
«Фабрика. Пендлбери»
После смерти отца (Лоури было 45 лет) остались долги и больная мать, полностью зависящая от сына. Работать приходилось ночами, картины были мрачными и тёмными. Элизабет ушла через семь лет после смерти мужа, а пятидесятидвухлетний художник сам впал в депрессию и был близок к самоубийству. Естественно хозяйство было в плачевном состоянии. Дом, в котором жило семейство, был съёмным. Хозяин, долго терпевший кавардак в доме и на участке, в конце концов, всё-таки выселил художника. Лоури пришлось искать новое жильё. Денег было немного. Уже после Втрой мировой войны Лоури, наконец, приобрёл дом в
Моттрам ин Лонгдендейле, который был достаточно просторен, чтобы художник мог создать свою студию в столовой и разместить коллекцию фарфора и часов, унаследованных от матери. Хотя Лоури всегда считал этот дом уродливым и неудобным, он прожил в нём до самой своей смерти целых 28 лет
Что ещё из интересного?
- Во время Второй мировой войны Лоури служил добровольным пожарным, в 1943 году стал официальным военным художником.
- В 1953 он был назначен официальным художником на коронации королевы Елизаветы II.
- Лоури дважды отказался от награждения Орденом Британской империи. Он отказался от посвящения в рыцари и от Ордена Кавалеров Почёта. Художник считается рекордсменом по количеству отказов от почётных званий.
- Лоури частенько рисовал карандашом или углём на обратной стороне конвертов, салфеток и билетов в гардероб и дарил их молодым людям.
- Он любил выдумывать истории и обманывать своих немногочисленных друзей. По доброму, конечно.
- Коллекция часов в его гостиной была установлена на разное время: некоторым он говорил, что не хочет знать реальное время, другим - что это было сделано для того, чтобы не оглушить его одновременным перезвоном.
- Лоури избегал визитов почитателей. Рассказывали, что в доме художника у двери всегда стоял наготове чемодан, чтобы он мог выпроводить гостя под предлогом, что собирает уезжать.
- В возрасте 88 лет он сказал, что у него «никогда не было отношений с женщинами».
- Лоури любил посещать футбольные матчи и был страстным болельщиком «Манчестер Сити».
Художник ушёл из жизни в возрасте 88 лет и был похоронен рядом с родителями.
«Жилище, Ордсалл-лейн, Солфорд»
«Выход из школы»
«На матч».
«Пик»
«Крикетный матч»
«Прибытие с фабрики»
«Дорога на работу»
«Пруд»
«Наш город»
«Зима в Бротоне»
«Фрэнсис Террас, Солфорд»
«Павильон»
И закончим на весёлой ноте. Картина называется «Из паба». Пятница сегодня или нет?)))
Ах, да! Пусть ещё одно фото художника будет.
«Я не художник, я просто рисую». Лоуренс Стивен Лоури
Больше картинок
ЗДЕСЬТакже очень советую посмотреть британский фильм «Миссис Лаури и сын» (2019) c Ванессой Редгрейв и Тимоти Споллом в главных ролях.