Театральный художник

Mar 27, 2021 18:31

В Международный день театра мне хочется вспомнить замечательного оренбургского театрального художника Станислава Шевелёва. Мне довелось какое-то время наблюдать за его творчеством. Станислав Алексеевич - отец моего мужа.
Он начинал свою творческую деятельность в Орском драматическом театре художником-постановщиком, потом главным художником. С 1965 по 1994 год (до своей кончины) работал в Оренбургском драматическом театре имени Горького, какое-то время также художником-постановщиком, потом - главным.
Первой работой на Оренбургской сцене стало оформление дипломного спектакля выпускников Оренбургского филиала школы-студии при МХАТ СССР «Дурочка» по пьесе Лопе де Вега. Сколько себя помню, в квартире висел эскиз к декорациям этого спектакля.




Покопалась в своих архивах и нашла несколько газетных вырезок и фотографий. Почти все картины, макеты, фотографии, относящиеся к творческой деятельности Станислава Шевелёва мы с сыном alex_west передали перед переездом в Санкт-Петербург в театральный музей. Наследие немалое. А в благодарность получили совершенно чудесный альбом, посвященный 160-летию Оренбургского драматического.




В альбоме несколько страниц посвящены творчеству С.А. Шевелёву.
Вот, например, цветные вклейки с эскизами костюмов к спектаклям.







И несколько слов о художнике.




Станислав Шевелёв за работой. Фотография сделана в мастерской художника в здании театра. А я очень хорошо помню, как он работал дома. Конечно, был кабинет, стол, заваленный кисточками, карандашами, эскизами, материалами. Станислав Алексеевич  очень тщательно собирал материалы для работы. Интернета тогда не было, приходилось работать в библиотеках, листать журналы, покупать книги по искусству, истории, архитектуре. Когда он работал дома, на столе всегда стоял большой бокал с чаем или, летом, морсом. Когда питьё заканчивалось, раздавался клич; «Томуська!» Это он звал жену Тамару, чтобы та принесла ему очередную порцию напитка.




Работа над театральным задником. Да, главный художник не гнушался сам писать декорации. На полу натягивался холст, кисть прикреплялась к палке от швабры, при необходимости удлинялись еще, зачастую, работали и щетками для пола, если были соответствующие объёмы (а они были!), краска была налита в вёдра, и вперёд!




Здесь на стене видно множество трафаретов. Напомню, компьютеров не было, все афиши, перетяжки и т.д. делались вручную. А еще были праздники - 1 и 9 мая, 8 марта, новый год, 7 ноября... В татре проходили концерты и торжественные заседания и коллектив обязан был обеспечть праздничное оформление. Почти все надписи делались по трафарету. Можно, конечно, было писать пером (были специальные перья-лопаточки для крупного текста), но это долго... Самое муторное было эти трафареты резать. А негодными они становились очень быстро. При таких объёмах работы по-другому и быть не могло.




На этой фотографии, кстати, видны кисти-щётки, которыми работали театральные художники. А Станислав Алексеевич здесь сливает из ведра в банку клей ПВА. Ох уж этот ПВА! На нём в доме держалось всё - даже плитка в ванной. Не клей, а мечта. Густой, цвета хорошей сметаны, он играл важную роль в театральной жизни. Его добавляли в краску при написании задников и афиш, при нанесении трафаретов на ткань для одежды, им клеили декорации от крошечной декоративной детальки до огромной конструкции, занимающей полсцены.




Главный художник Станислав Шевелёв с артистами театра после премьеры «Ревизора».




Отец и сын в художественном цеху театра. Олег тоже какое-то время работал в театре. Как и я. Только Олег в начале своей художественной карьеры, а я уже незадолго перед отъездом в СПб, когда почти вся работа художников стала компьютеризированной.




Вот, собственно, всё, что я хотела сегодня рассказать. Талант этого человека, надеюсь, еще долго будет служить вдохновляющим примером театральным художникам Оренбурга. У Станислава Алексеевича  есть чему поучиться даже спустя почти 30 лет после его смерти...

Станислав Шевелёв, память, художники, праздники, люди

Previous post Next post
Up