Смольный собор

Jul 16, 2020 00:47

Точнее, Воскресения Христова Смольный собор. Входит он в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, приказ о строительстве которого отдала императрица Елизавета Петровна. Составление планов, фасадов и смет было поручено, конечно же, архитектору Бартоломео Франческо Растрелли. После отъезда Растрелли в Италию в главным архитектором Смольного собора был назначен Юрий Матвеевич Фельтен. Это уже в царствование Екатерины II. Заканчивал строительство русский архитектор Василий Петрович Стасов при Николае I.




Строительство собора началось в 1748 году. Високосном году. Строили его 87 лет и освятили только через 15 лет после окончания строительства. Существует легенда, что в алтарной части случилось страшное - покончил с собой один из рабочих, вот служители и выжидали положенное время, чтобы храм очистился.




Число 87 неразрывно связано со Смольным собором. Строили его 87 лет, 87 лет в соборе проходили службы, и закрытым он стоял тоже 87 лет. В нумерологии число 87 считают очень символичным. Восьмерка - это щит, а семерка - меч. Так что храм для Петербурга, словно страж от невзгод. Кстати, именно в подвалах Смольного собора было впервые оборудовано бомбоубежище, способное защитить человека от ядерного удара.




Смольный исторически является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга, храмом студентов. Примерно через 15 лет после закладки собора на территории монастыря был открыт Смольный институт - учебное заведение для девушек из дворянских семей.




По замыслу Растрелли рядом с собором должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Первый ярус ее должен был быть триумфальной аркой - парадным въездом в монастырь, второй - надвратной церковью. Но этим планам не суждено было сбыться. То ли из-за нехватки средств, то ли последователи великого архитектора решили, что такая высокая колокольня не впишется в городской пейзаж, но было решено не строить её на уже подготовленном фундаменте. Однако разговоры о строительстве колокольни возникают довольно-таки часто. Но, пока, безрезультатно. Сейчас во дворе собора, на временных креплениях, стоит колокол, весом в 10 тонн в нижней части которого отлиты названия основных вузов Санкт-Петербурга.




Отражение Центра медиаискусств в зеркальных окнах Международного центра делового сотрудничества на Лафонской улице, проходящей перед монастырским комплексом. Заинтересовало название улицы. Оказывается Софья Ивановна де Лафон была первой начальницей Смольного института благородных девиц. Вот улицу перед институтом и назвали в ее честь.




Перед историческим зданием Института благородных девиц есть очень симпатичный сквер, или Сад-партер Смольного. Цветники, фонтаны на радость голубям и детям, и, обязательные бюсты Марксу и Энгельсу. Есть еще памятник Ленину, но он на территории администрации губернатора, которая сейчас находится в здании бывшего института.




Фридрих Энгельс. Карл Маркс в кадр не попал - солнце светило ему в затылок и фотографировать было бесполезно...




Изначально сквер назывался Адлербергским - в честь Юлии Федоровны Адлерберг, одной из начальниц Смольного института. Кстати, название Адлербергский сквер можно услышать и сейчас.




Вдоволь побродив по территории Смольного монастыря я вышла на Смольную набережную.




Вид на Большеохтинский мост.




На набережной, на газоне у тротуара, нашелся гриб дождевик, очень похожий на шампиньон. Был сфотографирован, и остался на месте.




Дойдя до моста, я задумалась - можно было по набережной пройти до Александро-Невской лавры - всего-то три километра, но я выбрала другой путь. Углубилась в улицы, прилегающие к территории Смольного. И не пожалела. Но фотик убрала. Просто гуляла.




Снова дошла до сада-партера, посидела там у фонтана, выпила чаю, набралась сил пошла к метро. Однако на Шпалерной все же не удержалась и сфотографировала Смольный издали.




Вот здесь можно посмотреть акварели с «достроенной» колокольней.

ПыСы. Пока гуляла, в голове постоянно крутился случай из жизни. Моей жизни почти сорок лет назад. Были мы с моим будущим тогда еще мужем у меня дома. Рисовали. Оба учились в художественном училище, нужно было сдать серию набросков, вот я ему и позировала. Вполне пристойно, надо сказать. Через каждые 15 минут, как по часам, раздавался телефонный звонок. Снимаю трубку - тишина. Снова звонок и снова тишина. В конце концов мой друг не выдержал, решил, что это один из моих поклонников так чувства проявляет, снял трубку и рявкнул: «Смольный на проводе!». Звонки прекратились. Вечером оказалось, что это звонила моя мама - контролировала она меня так. И ой как мне попало тогда за этот Смольный! Ну кто ж знал, что это она таким образом печётся о моём нравственном облике! Я ж честно предупредила - друг придет, рисовать будем...

гуляю, немного истории, архитектура, пешком по городу, искусство, про жизнь, я

Previous post Next post
Up