Якоб Йорданс в Эрмитаже

Apr 06, 2019 10:00

В Николаевском зале Зимнего дворца представлена выставка «Якоб Йорданс (1593-1678). Картины и рисунки из собраний России». Именно туда я, собственно, шла.




Якоб Йорданс вместе с Рубенсом и Ван Дейком входит в триаду великих исторических живописцев фламандской школы.  Родился  Йорданс в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями. В Антверпене же Йорданс и прожил почти всю свою жизнь. В 1616 году он был вписан в протоколы гильдии святого Луки, как живописец-декоратор, что было очень почетно. Скончался  художник 18 октября 1678 года в возрасте 85 лет  и был похоронен в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией. Ну да биографию художника можно прочитать в Интернете, если будет такое желание. Я же просто покажу несколько картинок с выставки.




Зрители у картины «Повар у стола с дичью». Все картины сопровождаются подробными пояснениями, кторые читать не только нужно, но и очень интересно. Вот, например, об этой картине написано, что Йорданс написал только фигуру повара, а битая дичь на столе выполнена Паулем де Воса, мастером натюрмортов и охотничьих сцен. Его подпись на картине была обнаружена в результате реставрации, проведённой в 2015 году, когда полотно было снято с вала, на котором хранилось долгие годы.




Разглядывая картину, нашла кота.




В зале приятный полумрак. Картины и рисунки подсвечны так, что когда стоишь у полотна, создается ощущение, что ты один на один с произведением искусства.



«Пир короля». В верхней части композиции, в картуше, Йорданс поместил нравоучительную надпись: «Ничто более так не напоминает сумасшедшего, как существо пьяного человека». Тут уместно отметить, что за Йордансом закрепилась слава «самого фламандского» художника, вероятно, из-за его большой любви к национальному быту, праздникам, пословицам и поговоркам.




И здесь кот.




«Христос и самаритянка». В основе сюжета картины Якоба Йорданса «Христос и самаритянка» лежит эпизод, описанный в Евангелии от Иоанна (4: 5-14). Иисус Христос на пути из Иудеи в Галилею остановился отдохнуть близ города Сихем в Самарии. У древнего колодца, известного как колодец Иакова, Христос повстречался с женщиной-самаритянкой, пришедшей набрать воды. Между иудеями и самаритянами существовала давняя и глубокая вражда, народы избегали общения друг с другом. Невзирая на многовековые запреты, Христос обратился к самаритянке с речью. Он попросил у женщины напиться и беседовал с нею. Самаритянка была удивлена просьбой Христа, так как неприязнь между иудеями и самаритянами была столь велика, что им даже запрещалось пользоваться общими сосудами. Кроме того, она была блудницей, ведущей неправедный образ жизни. Вернувшиеся из города ученики изумились, увидев учителя, беседующего с женщиной из враждебного иудеям племени. Церковное предание сохранило имя самаритянки - Фотина. Житийная легенда повествует о том, что Фотина после беседы с Христом уверовала в него, а после проповедовала евангельские истины и приняла мученическую смерть, будучи брошенной в колодец. Театральные жесты героев картины характерны для искусства барокко. Христос правой рукой считает прегрешения женщины, которые Он готов простить ей. Он знает, что женщина сменила пятерых мужей (а по виду и не скажешь, что она этим не довольна). Отношения же с последним мужем вообще незаконны, так что она по обычаям того времени - блудница. Во время Йорданса в этом сюжете усматривали намек на Крещение.




А туфельки-то, туфельки какие...




И еще на одной картине хочется остановиться поподробнее. «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами». Портрет написан в год получения художником звания мастера гильдии Святого Луки в Антверпене. На картине изображены родители художника - его отец, антверпенский торговец льняными товарами Якоб Йорданс Старший, и мать Барбара ван Волсхатен; слева сам художник с лютней в руках (здесь ему 23 года) и семеро его братьев и сестёр: на первом плане мальчики-двойняшки Абрахам и Исаак, девочка на коленях у матери - Елизавета, молодая женщина слева от Барбары ван Волсхатен - Мария, рядом с ней - Анна, девочка, выглядывающая из-за плеча матери - Екатерина, ребёнок справа от отца - Магдалина. Трое путти, парящие над семьёй, символизируют души ещё трёх сестер художника, умерших в раннем детстве.



картинка из Википедии

Ряд других деталей картины имеет скрытый смысл. Игра на лютне в контексте семейного портрета означает гармонию брака и семьи. Собака на переднем плане - олицетворение супружеской верности. Вьющаяся виноградная лоза - символ постоянства в любви. Жест отца семейства, держащего в правой руке лишь частично наполненный вином бокал, намек на умеренность. Интересно, что при рентгеноскопическом исследовании позднее художником в картину был внесен ряд изменений, в частности в правом нижнем углу на месте лохани с бутылками находился сидящий кот.

Ну и, пожалуй, рисунок покажу еще. Один. Всего на выставке представлен 31 рисунок. Вообще рисунок - это отдельная форма творчества. Рисунки художник делает исключительно для себя. И, как правило, они не предназначены для показа. Это «кухня». Тем более интересно посредством рисунков прикоснуться к внутреннему миру мастера. Кстати, рисунки не показывают часто, потому что они очень хрупкие. А рисунки Йорданса выполнены еще и мягкими материалами - мел, сангина... Вот этот очень уж меня зацепил. Я прямо себя увидела. Со спины. Ага... «Этюд сидящей обнаженной женщины» выполнен черным мелом и сангиной, света нанесены белым мелом. желто-зеленая акварельная подцветка выполнена позже и авторской не является.




Все. Если у кого-то возникнет желание, в интернете масса материалов о художнике. Картины, рисунки, биография... Но, конечно,  ничто не сравнится с посещением «живой» выставки...

Эрмитаж, Петербург, культурная жизнь, выставка

Previous post Next post
Up