Сегодня я завершу публикацию рассказа Татьяны Владимировны Асабиной о Тугустемире. Хотела поделить на две части, но решила не трогать. Пусть будет так...
В 1920-1922 годы семья Крупениных с пятью детьми жила у родителей Марии, спасались от голода. Но он настиг их и там. К счастью, мы и наши дети не знаем, что такое голод, тот настоящий, страшный, а они знали. И в деревнях в 1921 году умирали от голода, не исключением был и Тугустемир.
Чтобы хоть чем-то накормить детей, Андрей рубил уже на убранных полях оставшиеся стебли от подсолнечника, дома всей семьёй выбирали из них ватообразную сердцевину и из неё пекли лепёшки. Ели жмых, лебеду, кору каких-то деревьев. Моя московская двоюродная сестра Людмила из рассказов своей матери Таисьи Андреевны помнит, что одна из младших девочек стащила от голода несколько пышных, румяных лепёшек, испеченных из такой сомнительной муки, и умерла от несварения желудка или, как тогда говорили, от заворота кишок. Я о таком факте не слышала, но он вполне мог быть. И девочка, эта самая Танечка, 1916 года рождения.
Зимой 1921 года в село завезли муку, по селу прошёл слух, что это помощь Америки. Муку решено было отдать в школу, а печь хлеб доверили Матрёне Васильевне Пьяновой, думаю, потому что она лучше всех умела это делать, ведь пекла она же просфоры для церкви. Старшие двое внучат - Саша и Тая - уже ходили в школу, там и получали этот хлеб, а малышей, которых было трое, бабушка Матрёна спасла от голодной смерти, принося домой крошки от того школьного хлеба.
27 сентября 1921 года в селе Тугустемир Мария родила очередного ребёнка, девочку. Ребёнок родился глубоко недоношенным, неполных семи месяцев, без ногтей и волос. Взрослые ни на минуту не сомневались, что новорождённая - не жилец на этом свете. Мария быстро оправилась после родов и вместе со всеми выходила на полевые работы. Возвращаясь с работы, надеялась, что Бог услышал её молитвы. А молилась она о том, чтобы Бог прибрал этого ребёнка, не оставлял его на голодные муки, ведь у неё от голода даже молоко не пришло. Входила она в избу и прислушивалась: никто не плачет, значит, прибрал Всевышний безгрешного ангела! Но вдруг в тишине раздавалось чмоканье, бабушка отдёргивала занавеску и видела довольного младенца, сосущего какую-то тряпку. «Она плакала, есть хотела, я ей жмыху нажевал, в тряпочку завязал, гляди, сосёт!» - пояснял дед Ефрем, которого оставляли дома нянчить малышей. Девочку крестили в храме, нарекли Любовью. Ей предстояло прожить 76 трудных, но интересных лет. Было всё: и война, во время которой она работала в госпитале и постоянно сдавала кровь для раненных бойцов, и двое детей, рождённых вскоре после войны друг за другом, вечные нехватки-недостатки, но Любаша была очень общительной и жизнерадостной. Имя своё оправдывала сполна: любила мать и отца, сестёр и братьев, мужа и детей, солнце и цветы.
Это была моя мама.
Так уж случилось, что маму, рождённую в Тугустумире, увезли оттуда совсем крошкой - семья Крупениных вернулась в Оренбург. Мама о красоте своей маленькой родины и о существовании храма в её родном селе знала только из рассказов старших, но всегда с гордостью говорила, что в её паспорте в графе «место рождения» написано Тугустемир. Как же я жалею теперь, что не свозила маму в эти места. Оправдываю себя, вспоминая, что мама часто болела и такая поездка её выбила бы из колеи, но это всё отговорки.
Итак, в 1922 или в 1923 году Крупенины возвращаются в Оренбург, где у них рождается ещё два сына. Здесь Андрей работал на железнодорожной станции разнорабочим, а потом возчиком (у него была своя лошадь), он возил продукты в пристанционный ресторан. Ему как многодетному, давали иногда целое ведро отварного мяса из станционного буфета, где варили бульон для пассажиров. Из этого мяса Мария пекла пирожки на всю ораву. Здесь пришла пора назвать имена всех детей, рождённых Марией: Евдокия (1907, умерла в младенчестве), Александр (1909-1980), Таисия (1912-1979), Нина (1914-2003), Мария (1915-1987), Татьяна (1916, умерла в возрасте 6-7 лет), Иван (1919, умер в младенчестве), Любовь (1921-1997), Павел (1923-1960), Владимир (1926-1989).
А в 1928 году в Тугустемире закрывают храм. Мария забирает пожилых родителей к себе. Ефрем умер в Оренбурге в 9 января 1931 года, а через два года от тифа умирает зять Андрей, оставив Марию с пятью ребятишками, старшие двое жили уже своими семьями. Говорят, бабушка в те годы почернела от горя, непосильного труда и постоянного недоедания. Странный теперь был состав этой семьи: престарелая мать и измождённая дочь - обе вдовы и пятеро детей - от семи лет и старше, все ещё учились. Матрёна умерла в 17 декабря 1944 году. Похоронена была рядом с мужем на старых кладбищах, что возле вечного огня, но могилы их не сохранились. Там же похоронен и их зять Андрей, мой дед. Когда я бываю на его могиле, обязательно поминаю и прабабушку Матрёну, и прадедушку Ефрема.
Бабушка моя, Мария Ефремовна, прожила 78 лет. Любимая моя бабушка... До чего же хорошим человеком она была. Это не предвзятое отношение. Мне об этом говорили и до сих пор говорят посторонние люди, которые её знали. И мы, внуки, рядом с ней проходили школу порядочности, человеколюбия, мудрости. В нашем небольшом дворе стоял густонаселённый «клоповник», так называли дом с коммунальными квартирами, откуда постоянно слышалась ругань, а обиженные жильцы, проходя мимо нашей двери, обязательно жаловались бабушке на обидчиков. Потом и обидчики подходили жаловаться, правда, считая себя пострадавшими. Никогда бабушка не «подливала масла в огонь», напротив, как могла, примиряла поссорившихся. Бабушка верила в Бога. Когда я её спрашивала, кто изображён на иконе, что висит у неё над кроватью в углу, она отвечала: «Боженька!» Став старше, я допытывалась:
- Бабушка, А Бог есть? Нам учительница говорит, что его нет.
- Ну и ладно. Меня с детства учили, что Бог есть. Я вот прошу его о милости, он мне помогает. А ты слушай, что тебе учительница говорит. А меня не слушай.
Боялась моя добрая бабушка навредить мне. Слушала я, что нам говорила атеистка-учительница, но в душу запала бабушкина вера. Глубоко-глубоко. Так глубоко, что ей долго пришлось пробиваться к моему сознанию.
Умерла бабушка 29 июня 1967 года. Перед смертью жалела: «Только жизнь хорошая настала: всё есть - жить бы, да жить - ан нет, жизнь кончается, жалко!» А речь какая у бабушки была - заслушаешься. Как сказки она рассказывала! Какие шанежки пекла! Я с бабушкой делилась самым сокровенным, говорила с ней на такие темы, на которые не смела говорить с другими людьми, ни с подружками, ни с родителями.
Конечно, от бабушки я тоже много слышала о храме, но я тогда ещё была мала, чтобы понять, что оставило такой глубокий след в её душе. Позже о храме очень много мне рассказывала тётя Нина, и я часто думала: «Вот бы и мне побывать там!»
И, наконец, мечта моя сбылась! 14 мая 2005 года мы всей семьёй поехали в Тугустемир. Село встретило нас пением соловьев и цветением черёмухи, а поразило всех - от мала до велика - красотой храма святой великомученицы Екатерины.
Выражаем благодарность поэту, прозаику, члену союза писателей РФ Асабиной Татьяне Владимировне за предоставленные материалы из семейного архива и за возможность поближе познакомиться с уголком родной земли под названием Тугустемир.
Тугустемир. Часть I (Здесь фото Т.В. Асабиной)
Тугустемир. Часть II (Здесь фото Пьяновых-Крупениных)
Тугустемир. Часть III Тугустемир. Часть IV Тугустемир. Часть V