Мало кто из оренбуржцев не знает о пустыре на углу улиц Кирова и Комсомольской. Он огорожен глухим забором и мало-помалу зарастает бурьяном-травой. И почти никто уже не помнит, что раньше на этом месте стоял дом…
Во времена моего детства дом уже был ветхим и состоял и крошечных коммуналок. А раньше, давно, еще до революции, был он большим и красивым, к дому прилегал сад, а в саду был… фонтан! Да-да, настоящий фонтан! А еще во дворе был каретный сарай (видите, на фотографии - светлая стена внизу дома, вся в дырках - вот тут и был каретный сарай кода-то), и конюшня. Карета-не карета, а выезд собственный у жителей этого дома был… Жили там
Илья Ефимович и Татьяна Николаевна Камбулины со своими
детьми, а позже их дочь
Анна Ильинична с мужем Владимиром Константиновичем Нейзель, уже со своими шестью детьми и сестрой Анны Ильиничны Татьяной. Анна и Владимир - мои прабабушка и прадед. Лидия, их младшая дочь, приходилась мне родной бабушкой. Так что на правах хозяйки, несуществующего дома приглашаю вас на небольшую экскурсию в прошлое.
Вот он, дом. Добротный, кирпичный, двухэтажный. С левой стороны - веранда. Летом чай накрывали именно там. Это задний двор. Шарманщик пришел развлекать прислугу - вот, слева, в белом передничке, горничная. На лавочке справа, весь в белом, старший повар, а слева - кучер. Шарманщика любили и дамы - вон, на подоконнике Татьяна Ильинична присела, в шляпке, готовая к выходу, тоже решила послушать незатейливую музыку. Не спрашивайте меня об остальных людях - не знаю я их, к сожалению…
А вот три девицы во дворе фотографируются - чинно так за столик сели. Посередине Татьяна Ильинична, справа от нее, в костюме с черным пояском, верная подруга Варя. Кстати, столик сохранился. Стоит у меня в комнате цел и невредим.
А здесь они у лестницы. (На второй этаж? На высокое крыльцо? На чердак?) Слева Варя, справа Татьяна Ильинична, а на лестнице, суровый такой, младший брат Татьяны Федя Камбулин.
Ну что, в сад пойдем, к фонтану? Вот он какой - большой, только выключили его уже. Кстати, до революции во всем центре Оренбурга водопровод был. И ватерклозеты (сорри за подробности). А вокруг - розы, помидоры? Для выращивания овощей хутор был. Сыртинский. Может, розы все-таки? Ну да ладно. В дом пойдем.
Гостиная. Комната парадная. Вон, какая красивая - сюда просто так не заходили, только когда большие официальные приемы были. Илья Андреевич-то действительный статский советник был Ну и люди соответствующие в гости ходили…
Дальше пойдем. Музыкальный зал. Анна Ильинична - в темном платье - с подругой, отдохнуть присели. Гостей ждут?
Столовая. Пасхальный ужин готовят. Собирают на стол вкусности всякие. Про высокую даму ничего не знаю, а за ней Варя за столом сидит, а в потоке света слева Татьяна Ильинична. Ну и мальчишки тут же - братья Митя и Федя. А вон полочка сверху, видите? Она у бабушки в старой квартире долго висела. На ней кувшин. Он синий с выпуклыми розовыми и желтыми хризантемами. Я его хорошо помню - на этой же полочке и стоял. Куда делись потом кувшин и полочка, кто знает… Бабушка, когда переезжала в новую квартиру, много «хлама» выбросила. Кувшин-то к тому времени уже битый был, а полочка потемнела вся от времени…
Та же столовая. После обеда, наверное. Столик ломберный разложили. В карты играют. На деньги. Единственный мужчина в этом дамском обществе Ефим Андреевич Камбулин. Известный оренбургский купец, владелец свечного кирпичного заводика. Пол Аренды из его кирпича сложено. Ефим Андреич родной брат Ильи Андреича, хозяина дома, дядя моей прабабушки Анны. Она прямо за ним стоит, а рядом с ней Татьяна.
Ну и святая святых - кухня. В цокольном этаже. И повар. Младший. Старший-то на скамейке у дома шарманщика слушает. А рядом с поваром Митя Камбулин. Дети часто в кухню забегали, когда старшего повара не было. Вот этот, младший, всегда их вкусненьким угощал. Не смотрите, что кухня темновата и неубрана. Это просто на пасху снято, когда ужин праздничный готовили. Вот передохнут повара немного и уберут все по полочкам. Посуду до блеска начистят, полы-столы отскребут. Наведут красоту...
Вот и побывали мы в одном старом оренбургском доме. Доме, которого уже нет… Зарастает травой пустырь, на месте которого стоял ДОМ. В доме том жили, любили, радовались и плакали, рождались и умирали несколько поколений оренбуржцев... Многие говорили, что там, на месте дома, клад можно найти. Нет там клада. В войну те немногие ценности, что еще остались после революции, были обменены на хлеб, на картошку... Главным кладом этого дома была дружная семья, которую раскидало по свету после 1917 года. Не собрать уже...
Фотографии сделаны Татьяной Ильиничной Камбулиной примерно в 1897 году, еще до того, как Анна Ильинична вышла замуж за Владимира Константиновича и лет за восемь до рождения моей бабушки. Это Татьяна все настройки выставляла и ловила, кому бы фотоаппарат в руки дать, чтобы самой в кадр попасть. Любила она и фотографировать и фотографироваться. Кстати, Татьяна Ильинична до 1949 года работала учителем словесности в 30-й школе, что на Советской.
А
здесь можно прочитать о Владимире Константиновиче Нейзель. Чась фото из моего личного архива.