Православие продаёт?

Jan 15, 2014 13:22

В 1970-м году Милтон Фридман в одной из своих статей в NYT написал известную, сотни раз затем перепевавшуюся фразу о том, что единственная форма социальной ответственности, о которой следует беспокоиться топ-менеджеру капиталистического предприятия, это ответственность перед акционерами за увеличение прибыли фирмы. Этот тезис позднее сотни же раз пытались дезавуировать и опровергнуть, но все опровержения звучали не слишком убедительно, потому что фундаментально Фридман был прав. Социальная ответственность и прочие формы морального долга могут быть свойственны только физическому лицу, как субъекту совести, морали и прочих подобных категорий; юридическое лицо моралью и совестью обладать не в состоянии. Конечно, можно создать благотворительный или эндаумент-фонд, но тогда это уже не бизнес, а именно благотворительность, живущая за счёт того, что кто-то где-то, тем не менее, прибыль всё же извлекает. И хотя тема "социальной ответственности" капитала остаётся на Западе популярной, поскреби её - и мы увидим всё те же вариации на тему повышения привлекательности образа фирмы, узнавания её бренда и продукции, рост удовлетворённости персонала результатами своего труда, и прочее. Социальная ответственность всё же находит себе дорогу только там, где она продаёт: иначе она очень быстро находит компании дорогу под статью о банкротстве.

Российский рынок - явление, безусловно, своеобразное, и российский бизнес тоже, но всё же есть некоторая общая логика, так сказать, бухгалтерских книг, которая подсказывает, что и в России наиболее яркие и очевидные маркетинговые глупости чреваты большими убытками.

Время от времени в России то одна, то другая компания всплывает под маркетинговыми парусами православия, народности и традиционных ценностей. Самый известный пример, почти анекдотический, - это Бойко-Великий с его православными и антиконституционными безумствованиями, к которым странное равнодушие проявляют и прокуратура, и инспекция по труду. Но и прочих фирм, которые вдруг, спрыгнув с лавки, устами топ-менеджеров или хозяев объявляют себя приверженцами неких традиционных ценностей, хоть и не в таких оголтелых формах, тоже немало. И возникает вопрос: а на фига?

Что в практическом, бизнесовом смысле означает декларация приверженности тех же "Евросети" или Баона (или каких-то других контор, про которые я не знаю) ценностям православия и семейности? Там не продадут телефон или куртку гею в радужной майке? Откажутся обслужить монаха-буддиста в оранжевом одеянии или обвешанного пентаграммами сатаниста? А еврею-хасиду в талесе укажут на дверь, пока он не крестится? Или кто-то в отделе рекламы этих компаний доказал руководству, что достаточно пять раз произнести слово "православие" - и все стоящие в очереди в ХХС к дарам волхвов немедленно развернутся в сторону их магазинов?

Безусловно, хозяин фирмы как человек имеет право исповедовать любую религию и придерживаться любых взглядов, от монархических до либертарианских. Он может даже в свободное от бизнеса время посещать молебны, монархические тусовки, ночные гей-клубы или участвовать в садо-мазо-оргиях. Мне плевать. Но если он бизнесмен, нормальный бизнесмен, а не зомби, ему лучше выкинуть из головы и из рекламной кампании эту морально-социальную чушь и поднять на 15% зарплату своим менеджерам, и не нанимать "в чёрную" уборщицу-таджичку...

Диспетчер

Про уродов и людей

Previous post Next post
Up