Не так просто даётся переход с традиционного светского календаря на календарь естественный, основанный на природных ритмах.
Я тут в силу наступившей на меня сессии по уши начитанная хрестоматией по психологии. Выготский, в частности, прекрасно разграничивал в одной из статей развитие человека социальное и развитие биологическое. Хорошо у меня эта статья пошла, потому как я сама размышляю о том, что вот есть мир и есть социум. Разумное с точки зрения биологии не всегда разумно с социальной точки зрения - и уж тем более, наоборот. Нельзя "законы природы" объявлять конечной истиной, как нельзя ею считать сочинённое человеком в отрыве от биологических, мирских, простите, истин.
Но это демагогия. Возвращаясь к Колесу года.
Есть у нас милый светский каледарь. По которому сегодня, кстати, середина зимы и полгода с достопамятного моего природника, поздравляю. Если свои личные ритмы я подстраиваю под календарь светский, то зима - это такое время с декабря по февраль. Идёт снег, холодно, ночи длинные, дни короткие, одеяла тёплые, виды спорта соответствующие. Ну, лыжи там, коньки. Зима - это Новый год, Рождество, купание в проруби, долгие вечера, когда надо читать и вязать, а ещё вспоминать лето и готовиться к весне. Которая наступит, конечно же, 1 марта, а как же.
То, что 1 марта весна не наступает никогда, светский календарь не волнует. Точно так же, как то, что зима приходит не 1 декабря и выглядит, мягко говоря, не так, как я описала выше.
Почему так? - задалась я вопросом.
Для меня вопрос принципиальный, хотя бы потому что осень и зиму я люблю естественно, а весну и лето любить только учусь. А любое обучение я привыкла начинать с информационного просвещения. Как бы, те картинки, которые мне предлагает социум, вроде бы вполне устраивают. Травка зеленеет, солнышко блестит, летние короткие ночи, трам-пам-пам… но поскольку в жизни всё, опять-таки, не так, пришлось заняться ликбезом.
Естественный ход событий, биологическая картина мира такова, что весна начинает наступать не 1 марта, а в начале февраля. То есть, если у меня проблемы с переходом от зимы к весне, то надо готовить лыжи с лета не ждать до самого конца февраля, а принюхиваться к воздуху с самого января.
Что я и делаю.
Воздух уже другой. Он зимний, конечно. Но он другой.
Точки перемен - это не светские первые числа каждого месяца. Это те самые 8 поворотов Колеса, когда на самом деле что-то меняется.
Что мне ещё очень нравится в этих восьми праздниках, что когда начинаешь в них вживаться, становится яснее всё то, что со мной самой происходит. Вокруг Самайна - время для анализа, вокруг Йоля - время для отдыха, вокруг Имболка - время для подготовки к новым шагам. Ну и потом первые шаги, решительные действия, пик деятельности, первые результаты, основные результаты и снова Самайн.
Эти периоды года - именно что "окрестность праздника". Вот есть Новый год, предновогодняя суматоха и две недели отмечаний (условно). Так и со всеми праздниками Колеса.
Сейчас я уже вовсю начинаю предвкушать Ибмолк, на самом деле. Пока рано, потому как он будет лишь 2 февраля, и праздники поворота на сезон у меня всё-таки без особых предпразднований ощущаются. Но смутное предчувствие того, что Йоль (а вместе с ним и новогоднее настроение) медленно уходит, есть.
Кстати. Интервалы между поворотными точками не равны. От Самайна до Йоля - почти 2 месяца (весь ноябрь и три недели декабря), а от Йоля до Имболка - месяц и неделя. Точно так же, от Имболка до Остары, от Бельтайна до Литы, от Лугнасада до Мабона месяц и 3 недели, с Остары до Бельтайна, от Литы до Лугнасада, от Мабона до Самайна месяц и неделя.
Зима начинает сковывать землю на Самайн. Это не "официальное начало зимы", как 1 декабря. Не бывает у природы официальных начал. Это в офисах квартальные отчёты и прочая… и прочая. Зима приходит постепенно, зима, как и все времена года, - это состояние, а не место. Она наступает, начиная с ноября, и медленно идёт, длится, и каждый день не похож на предыдущий.
Забавно, что я не обращала на это внимания 25 лет. Думала, что зима какое-то время наступает, а потом стабилизируется, и вот, два месяца должны быть метели, морозы, долгие зимние вечера, вотэтовсё. А оказалось, нет. И каждый следующий день сперва ведёт к Йолю, и тогда ночи темны, не столь снежны, но очень морозны и страшны. Снег больше лёд, чем снег, ночи всё больше, дня всё меньше, силы расходовать экономно. Экономно! а не СРОЧНОНАДОУСПЕТЬДОНОВОГОГОДА, это же маразм и самоубийство! Даже торопиться в окрестностях Йоля нужно медленно и осторожно.
А потом в воздухе что-то меняется. Повышается влажность. Начинается молочность в облаках. Тоненькие ветки деревьев неожиданно обретают какую-то живую рыжину. Учащаются метели, на православное Рождество бьют морозы (по новому стилю это Крещение), потом отступают ненадолго, чтобы вернуться ещё как минимум дважды: на Афанасия Ломоноса (по старому стилю 18 января) и на старостильное Сретение, на Имболк.
Но воздух уже другой. Потому что время - это течение. И для соединения с временем года каждый день имеет смысл сверяться не с календарём рук человеческих, а с той природой, которая касается кожи - воздухом и водой, солнечными лучами и шершавой древесной корой.
Чешуйки сосновой коры, кстати, удивительно холодные. И смола голубовато-застывшая.