Я обещала рассказать о том, что такое Колесо года и из каких праздников оно состоит. Начну с общей информации.
Корни традиции быстрым шагом уходят в историю и географию умеренно северных народов. Тех народов, которые делили жизнь на четыре времени года и прекрасно знали, что зимой растёт только снег. Ну в крайнем случае дожди и туманы.
Это были языческие народы, до которых далеко не сразу дошла миссионерская проповедь каких бы то ни было монотеистических религий.
Жизнь людей крутилась по годичному кругу, куда более явно, чем наша сейчас. И именно в те времена появились зарубки в календаре, прочно связанные с солнечным циклом.
В XX веке появилось новое течение, называющее себя религией: Викка. Викка сейчас мягко, но стремительно распространяется в мире. Она собирает в себя знания языческого мира, делает упор на единение с природой и её охрану… В общем, лично мне Викка во многом кажется проектом Гринписа. Правда, чуть сдобренным традициями.
По традициям Викки, существуют бог и богиня, созданные Единым, и в каждом человеке есть их отражение. Мифология закручивается именно вокруг Колеса года. На Йоль богиня рождает бога, на Имболк и Остару он постепенно подрастает, а богиня молодеет и хорошеет, это её праздники. На Бельтайн подросший и возмужавший бог влюбляется в богиню и зачинает - самого себя, но на грядущий год. Лита - пик силы бога, его время. Но поскольку после Литы солнце начинает клониться к закату, день становится короче, бог начинает стареть. На Ламмас он уже зрелый, много повидавший. Ламмас и Мабон посвящены богине, как матери-земле. И завершается цикл Самайном, когда бог-солнце умирает, чтобы возродиться вновь на Йоль.
Как видно, мифология замешана вся в два архетипа - мужчина и женщина.
Я пишу про Викку, чтобы потом не возникало вопросов, является ли Колесо года исключительно викканской штукой.
Нет, не является. Во-первых, Викка сама по себе на данном этапе является сборной солянкой гринписа, психологии и магии. Прежде чем Викку можно будет назвать самодостаточной сформировавшейся религией (или хотя бы просто течением), пройдёт ещё не один десяток лет.
Во-вторых, сама Викка стырила обобщила Колесо года из прошлых веков (и у разных народов). Названия и даты праздников сейчас известны (примерно) кельтские. Но и у славян был свой Коловрат. И много у кого отмечались эти вехи.
А вехи следующие.
Йоль (примерно 21 декабря) - зимнее солнцестояние, самая длинная ночь, день начинает прибывать
Имболк (1 февраля) - поворот на весну
Остара (примерно 21 марта) - весеннее равноденствие, день становится длиннее ночи
Бельтайн (1 мая) - поворот на лето
Лита (примерно 21 июня) - летнее солнцестояние, самый длинный день, ночь начинает удлинняться
Ламмас/Лугнасад (1 августа) - поворот на осень
Мабон (примерно 21 сентября) - осеннее равноденствие, ночь снова длиннее дня
Самайн (1 ноября) - поворот на зиму
Самайн считается началом года.
Каждому празднику соответствуют свои символы, традиции, завязанные на земледельческий календарь. И свои архетипы, если вспоминать про психологическое сопутствующее.
Комфортное прохождение через все времена года, все смены сезона - по большому счёту, редкость. Я регулярно сталкиваюсь с людьми, которые тяжело переваривают какие-то сезоны. Сама такая, кто знает меня давно - помнят, как яростно я не любила весну и лето.
Так вот. Зачастую это может означать конфликт с архетипом, характерным для ненавистного сезона. В моём случае (в частности) - яростный конфликт с архетипом Солнце.
Попытка понять, что же отталкивает меня в весне и лете привела меня к изучению праздников Колеса года. Праздники так или иначе ориентированы на взаимодействие с этими архетипами, на установление контактов с ними. Принятие их.
Перестав обращать внимание на сезонность (и вообще окружающий мир), мы сами себе сделали медвежью услугу: утратили простые инструменты… эммм… налаживания полноценной жизни.
Мабон, который ожидается в этом году 22 сентября (пик в 17:21 по Московскому времени), завершит цикл праздников, которые я планомерно отмечала весь год. Мне есть, что сказать и чем поделиться.
Ну и не могу удержаться от постскриптума.
Читая материалы по Викке, я то и дело хмурилась на тему компрометирующих совпадений.
Кто не знает знаменитых наездов, что Масленица - языческий праздник, который христиане просто под себя подмяли?
Так вот. Отнюдь не только Масленица.
Вот список соответствий, которые проходят красной нитью:
Йоль - Рождество
Имболк - Сретенье (Candlemass у католиков, праздник свечей - идёт именно от белых свечей Имболка)
Остара - Пасха
Бельтайн - Вознесение и Троица
Лита - день памяти Иоанна Крестителя (Иван Купала - который славянская Лита)
Ламмас - начало Успенского поста и Преображение
Мабон - Рождество Богородицы и Покров
Самайн - собор архистратига Михаила и прочих небесных сил
Соответствия настолько буквальные, как будто богословы ночей не спали, сидели и подбирали. Причём фиг бы с ними, с основными языческими и христианскими праздниками. Понятное дело, что их надо было заменить БУКВАЛЬНО и именно так: главные на главные. Но собор небесных сил - на день, считающийся истончением границ между мирами? А ведь Самайн отмечался в далёкой Великобритании. А православный праздник - эээ не там. А соответствие поймано идеально. Точно так же, как с Успенским постом в Ламмас, праздник матери-земли и её первых даров, а также праздник увядания.
В общем, вы как хотите, а символы носятся в воздухе. И когда я их ловлю, чувствую себя слегка обманутой. Как будто мне говорили, что "это всё мы придумали", а на самом деле всё придумано до вас.
Но это уже мои личные отношения со святой православной.
И последнее.
Не нужно называть религиозным то, что религиозным не является.
Колесо года в моём понимании имеет отношение к миру, материи, человеку, жизни, здоровому восприятию реальности и развитию.
А ещё это просто интересно.