Он и на Страшном Суде не хочет наказывать. Он будет миловать, миловать, миловать...
Святитель Феофан Затворник
Как показывает восьмилетняя практика, Великий пост у меня удается раз в два года. В 11м классе, на 2 и 4 курсе - и вот и теперь я с нетерпеливым поскуливанием жду, жду, когда же он наступит.
Великий пост - время особенное. 7 недель открытой тишины. Поиска и доверчивого ожидания.
Это время, которое объединяет сотни людей под знаменем слов Христа: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Мф 18:20)
Время, когда любой христианин может попробовать себя в роли эдакого монаха - то есть, добровольно отойти в сторонку от привычного ему мира, чтобы приблизиться к самому себе. Потому что, только прийдя в себя, можно открыться Богу.
В сущности, каждый выбирает сам: поститься ему или нет - и как именно поститься. Один из главных тезисов христианства - тезис о том, что человек свободен в своём выборе. Правда, жизнь устроена так, что выбор приходится делать несколько чаще, чем хотелось бы. А именно - постоянно.
Выбираем мы регулярно и порой неосознанно. Какой дорогой пойти на автобус? Почистить ли сегодня зубы? А хочу ли я есть? А что назвать смыслом моей жизни? Выбрал - и пошёл дальше.
Как ни странно, довольно часто случается так, что выбранное в теории на практике безжалостно игнорируется. Например, выбрал человек, что он хочет стать большим начальником. Решительно так выбрал. И всем рассказывает, что вот, скоро он пойдёт вверх по карьерной лестнице, только его тут и видели. А сам целыми днями сидит в "Одноклассниках".
Причём в душе он свято уверен, что одно другому нисколько не противоречит. Или же: решил человек служить Богу. Быстренько посмотрел, что для этого надо среднестатистически. Молиться-поститься-отдавать десятину Храму? О, чудесно. Выполнил-отчитался. Можно считать себя молодцом. Насколько этим послужил Богу - это уже второй вопрос.
Фарисей однажды сделал выбор своего пути. Выбор благочестия, всеобщего уважения, осознания собственной правоты.
Согласитесь, мы очень часто выбираем в жизни вроде бы сложный путь: путь достижения высоких, благородных целей. Престижная работа, положение в обществе. Это сложно, требует усилий при достижении - и для сохранения уровня тоже. Это очень сложный путь. И нужно быть сильным человеком, чтобы его осилить. Мы же сильные личности? СИльные. Так что, мы выбираем путь сильных! И давайте забудем о словах Христа: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие". (Лк 18:25)
Не так это просто было фарисею регулярно поститься дважды в неделю, отдавать часть своего дохода, кропотливо исполнять сотни условностей, накопленных в предании старцев. Это - путь сильных. Но фарисей - смог! Фарисей сказал, фарисей сделал.
А кто это тут на пороге стоит? Да это же мытарь. Э, брат, да ты по наклонной пошёл. Своих предал, к римлянам перекинулся. Подати собираешь, в карман себе кладёшь? Не отнекивайся, ты сам выбрал этот путь!..
Выбрал, да.
Каждый из нас может однажды выбрать поворот, который, кажется, приведёт к свободной, радостной жизни. Мы даже можем просчитать всё до мелочей, нам кажется, что вот так вот сделать - и всё, дальше всё будет как по маслу.
А потом бывают они. Неожиданности.
Случайная встреча, разрушающая стройные ряды планов.
Незапланированные события, разбивающие вдребезги надежды.
Неожиданные мелочи, отравляющие казавшуюся столь радужной жизнь.
И теперь мытарь стоит в дальнем углу Храма, не смеет поднять глаза и говорит о том, что ему нечего сказать в своё оправдание. Он прекрасно знает, что, по справедливости, он действительно виноват перед Богом и людьми. Он грешен. Его мучит совесть. Но ему некуда идти. Тот выбор, который мытарь _уже_сделал_, теперь управляет им. Если бы тогда... Но нет. Теперь уже поздно.
И вот, он стоит перед лицом Бога и говорит слова, суть которых отличает религию христиан от большинства религий мира: "Боже! Будь милостив ко мне грешнику!" (Лк 18:13)
Бог, который милует. Который не желает судить по справедливости. Бог, многократно говорящий: "Я милости хочу, а не жертвы" (Ос 6:6, Мф 9:13, Мф 12:7)
Он не жаждет возмездия, потому что знает: делая выбор, человек может ошибиться. А ещё потому что верит: ошибившись, любой человек может раскаяться.
Ну и ещё по одной простой причине. Он любит нас.
А любовь вообще странная штука. Ей без разницы, насколько ты прав. Выбрал ли ты путь сильных или ограничился дорогой средненьких. Ей, в общем-то, важно только одно: насколько ты готов её принять.
Готов ли ты открыться? Отречься от всего, что стоит между вами? Выбрать рискованный узкий путь и тесные врата?
Если да, то всё остальное остаётся далеко второстепенным.
И не фарисей, а мытарь пойдёт домой оправданным.
Потому что не за деньги. А по любви.